Украина могла бы получать в 15 раз больше налоговых сборов, если бы не запрет на азартные игры –

Топ-4 честных онлайн казино за 2020 год:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место по всем критериям!

  • Рокс Казино
    Рокс Казино

    2 место! Моментальные выплаты!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Новое надежное казино с высокими бонусами!

  • ПинАп Казино
    ПинАп Казино

    Ретро-дизайн и низкие лимиты для ввода-вывода денег!

Игра по новым правилам. Что сулит Украине принятие закона о легализации азартных игр

Фото: Getty Images

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о легализации игорного бизнеса. Это не означает, что игорные заведения, формально запрещённые с 2009 года, но де-факто функционировавшие всё это время под видом лотерей, скоро выйдут из тени. Ведь большинство участников нелегального рынка не дотянутся до уровня требований, которые, в соответствии с новым законом, предъявят претендентам на получение лицензий. Пожалуй, самым серьёзным ограничением станет тот факт, что казино и салоны игровых автоматов разрешат размещать только на территории гостиниц, причём в случае с казино отель непременно должен быть пяти­звёздочным. По сути, речь идёт не о легализации подпольного игорного рынка, а о создании ещё одного, ориентированного на другую аудиторию и функционирующего по другим правилам.

В сумеречной зоне

До недавнего времени большинство экспертов, публично высказывавшихся по этому вопросу, склонялись к тому, что после принятия закона «серый» и «белый» рынки будут существовать параллельно. Аналитики не видели эффективных способов помешать и дальше работать в тени тем, кто не сможет или не захочет легализоваться. На деле такой способ нашёлся. После того как в середине декабря 2020 года провалилась первая попытка принять закон об азартных играх, президент публично объявил войну владельцам подпольных заведений, что придало правоохранительным органам небывалое ускорение. Как по волшебству, за несколько дней они отчитались о результате, которого не могли добиться за десять лет, прошедших с момента официального запрета азартных игр: большинство нелегальных игровых салонов закрылись.

Принятие нового закона, вероятнее всего, закрепит этот эффект благодаря ужесточению наказания за нелегальную игорную деятельность: минимальный срок лишения свободы для виновных в таком преступлении предлагают увеличить с трёх до шести лет. Что ещё важнее, за крышевание подобной деятельности со стороны правоохранительных органов хотят давать десять лет тюрьмы. Так что договориться с блюстителями, чтобы те «не заметили» нелегально функционирующий салон автоматов или другое игорное заведение, теперь будет гораздо сложнее.

«Впервые за долгие годы у Украины появился шанс на законодательное восстановление регулируемого рынка азартных игр, это возвращение к нормальной мировой практике, — говорит Дмитрий Драгун, партнёр компании Baker Tilly Ukraine. — Радует то, что законодатели поддержали принципы ответственной игры и стремились предотвратить распространение лудомании [зависимости от игр]. Собственно, это было общим местом для многих законопроектов о легализации азартных игр, поданных в Верховную Раду в начале 2020 года».

Есть в тексте законопроекта и другие обнадёживающие пункты. К примеру, Александра Чебаненко, эксперта Украинского института будущего, радует то, что в нынешней редакции документа увеличен минимальный возраст игроков. Изначально предполагалось, что доступ к азартным развлечениям получат те, кому исполнилось 18 лет, теперь же речь идёт о возрасте 21 год и старше. Таким образом законодатели отсекли ту часть аудитории, для которой существовал максимальный риск формирования игорной зависимости. «Ещё один позитивный факт — отказ от идеи финансирования комиссии, регулирующей работу легального игорного рынка за счёт лицензионных взносов его участников, — говорит Чебаненко. — Предыдущая версия документа предполагала, что взносы будут направлять в специальный фонд, финансирующий работу комиссии». По сути, это означало, что владельцы казино, салонов игровых автоматов, букмекерских контор и прочих азартных бизнесов сами содержали бы ведомство, призванное их контролировать. К тому же у комиссии был бы мотив стимулировать развитие сегментов рынка, приносящих больше всего денег, тем самым катализировать распространение лудомании. «К счастью, в версии документа, принятой парламентариями в первом чтении, этого пункта нет, но, к сожалению, негативных моментов всё-таки больше, чем позитивных», — подчёркивает Чебаненко. — Взять хотя бы тот факт, что комиссию сделают коллегиальным органом, подчиняющимся напрямую Кабмину. Это создаст благодатную почву для коррупции, поскольку пристально следить за работой ведомства будет некому и фактически не с кого спрашивать в случае принятия неправомерных решений. Не прописана даже возможность регулярного независимого аудита, а для организации, регулирующей рынок, десять лет находившийся в тени, это необходимо».

Точные сроки создания комиссии не определены, на это может уйти год или больше. Велика вероятность того, что начнётся продажа лицензий и легальный рынок по факту появится, но регулировать его будет некому.

Коллективная безответственность

С системой единого государственного онлайн-мониторинга игорного бизнеса, которая, по замыслу законодателей, должна обеспечить абсолютную прозрачность рынка, всё ещё сложнее. На её создание отпускают два с половиной года с момента вступления закона в силу. Так что непонятно, кто и как должен проводить мониторинг, пока электронной системы не существует.

Рискованное дело. За крышевание нелегальных азартных игр правоохранителям хотят давать десять лет тюрьмы

Лучшие онлайн казино на русском языке:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место по всем критериям!

  • Рокс Казино
    Рокс Казино

    2 место! Моментальные выплаты!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Новое надежное казино с высокими бонусами!

  • ПинАп Казино
    ПинАп Казино

    Ретро-дизайн и низкие лимиты для ввода-вывода денег!

Ещё один очевидный минус — отсутствие чётких ограничений на размещение рекламы азартных игр. «Игорная зависимость мало чем отличается от алкогольной, — уверен психиатр Александр Иванов. — То и другое — способы побега от неудовлетворительной реальности. Я видел множество пациентов, у которых одна зависимость перетекала в другую, они время от времени переходили от алкоголя к игре, потом к другим наркотическим веществам и снова по кругу». Если природа у обеих зависимостей одна, было бы логично применять схожие меры предосторожности в отношении групп риска. Собственно, законопроект предполагает, что реклама таких развлечений не должна ориентироваться на несовершеннолетних и малоимущих. В то же время никаких инструментов ограничения целевой аудитории в документе нет. По мнению экспертов Украинского института будущего, законодателям следовало бы воспользоваться стандартной схемой ограничений, разработанной для рекламы алкоголя и табака. Она хоть и не идеальна, но по крайней мере регламентирует время и место размещения так, чтобы сделать промоматериалы наименее доступными для детей и подростков.

Впрочем, велика вероятность того, что основной поток массовой рекламы легализованных азартных игр после вступления закона в силу хлынет в интернет, а там контролировать размещение и доступность гораздо сложнее, чем в традиционных медиа и наружке.

Кто в выигрыше

С момента регистрации в парламенте законопроекта №2285-д политики и аналитики из разных лагерей, не унимаясь, спорили о том, в чьих интересах он написан. Ясно, что собственники многочисленных маленьких салонов игровых автоматов, которыми до недавнего времени были усеяны городские транспортные узлы и вещевые рынки, от новых правил проиграют. «Тот, кто владел двумя-тремя автоматами в павильончике у метро, вряд ли сможет расшириться настолько, чтобы арендовать зал в гостинице, даже не самой дорогой», — говорит Даниил Монин, эксперт экономических программ Украинского института будущего. Продолжать работать в тени ему, скорее всего, не позволят, ведь сотрудники местных отделов МВД вряд ли захотят ради этого рисковать десятью годами свободы. Что касается подпольных казино, то им ради легализации придётся переехать в пятизвёздочные отели, которых в Украине немного, и далеко не в каждом есть залы, которые можно сдать в аренду, не причиняя беспокойства постояльцам.

Если закон вступит в силу в нынешней редакции, самой выгодной разновидностью игорного бизнеса в стране станет букмекерство.

Букмекерам дадут право на продажу сублицензий посредством предоставления своих помещений третьим лицам, отмечает Александр Чебаненко. Тем, кто работает исключительно онлайн, а значит, предоставить помещение никому не может, тоже будет что продать. По новым правилам, виртуальный игровой сервис непременно должен быть зарегистрирован в зоне UA. Новичку для получения правильного домена потребуется не меньше года, а у того, кто сегодня работает якобы по лицензии лотереи, принимая ставки в Сети, этот ресурс уже есть.

Разумеется, такое положение дел не устроило многих участников рынка. Например, оператор государственных лотерей МСЛ отмечает, что одобренный в первом чтении законопроект содержит откровенно лоббистские положения и создаёт условия для появления новых коррупционных схем. К примеру, документ определяет разные нормы относительно размера банковской гарантии/депозита для организаторов разных типов азартных игр: для лотерейных операторов — 100 тыс. минимальных зарплат (более 470 млн грн), для казино и букмекеров — 7,2 тыс. минимальных зарплат, для содержателей залов игровых автоматов — лишь 200 минималок. В МСЛ подчёркивают, что, таким образом, речь идёт о сознательном создании коммерчески выгодных условий для интернет-казино и букмекерства.

В поисках компромисса

Что думают букмекеры о новом законе, Фокус выяснил в альянсе, представляющем интересы отрасли

Вадим Мисюра, генеральный директор Всеукраинского союза развития букмекерства

Как вы расцениваете законопроект №2285-д «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», принятый парламентом в первом чтении?

— Мы рады, что десятилетняя пауза в законодательном процессе сдвинулась с мёртвой точки. Понимаем, насколько непросто было достигнуть компромисса даже в одной фракции «Слуга народа» (о чём свидетельствует с десяток поданных альтернативных законопроектов), не говоря уже о многополярности взглядов в обществе и профильной бизнес-среде.

В то же время мы полагаем, что законопроект №2285-д требует доработки по ряду направлений: соотношение цены за лицензию и налогообложения, размещение игорных заведений, очень уж широкие полномочия комиссии, размер оплаты за рассмотрение документов уполномоченным органом, соразмерность наказания правонарушению и др. Надеемся, что редакция законопроекта ко второму чтению будет отвечать мировым стандартам в этой сфере.

Некоторые эксперты утверждают, что в случае его принятия в целом букмекерство станет самой выгодной разновидностью игорного бизнеса. Речь идёт, в частности, о возможности продажи сублицензий. Согласны ли вы с этим?

— Не могу согласиться. Преференций нет. В случае принятия дееспособного закона все виды азартных игр, которые в нём отображены, будут одинаково выгодны для ведения бизнеса. К тому же на данном этапе в законопроекте остаётся немало спорных моментов для игроков рынка и беттинга в том числе. Прежде всего доходность букмекерства находится под большим вопросом, исходя из налогообложения, предусмотренного и законопроектом, и Налоговым кодексом. Фактически депутаты рассматривают этот документ отдельно от изменений в Налоговый кодекс Украины. Если останется всё как есть, то налоговый режим будет предусматривать и GGR (финансовый показатель валовых доходов игорного заведения), и налог на прибыль. Добавляем космически высокую стоимость лицензий, и в итоге игорный рынок может не заработать. Законопроект о легализации и изменения в Налоговый кодекс должны рассматриваться комплексно. Второй пример. Размещение букмекерских пунктов только в отелях противоречит самой природе букмекерства. Беттинг — локальная история, она связана с местом постоянного проживания, а не расположением в отеле. Букмекерские пункты целесообразно размещать в отдельно стоящих нежилых помещениях квадратурой не менее 500 кв. м (букмекерский пункт должен занимать минимум 50 кв. м), в том числе в отелях, аэропортах. Что касается сублицензий, то я не увидел этой возможности в законопроекте. Такие действия, мне кажется, наоборот, могут привести к потере самой лицензии.

Как букмекерское сообщество восприняло размер стоимости лицензии, установленный зако­нопроектом на уровне 566 млн грн?

— Мы выступаем за сбалансированный подход. Стоимость лицензии может быть приемлема для букмекеров, если этот платёж в размере 566 млн грн будет единственным лицензионным платежом, без дополнительного налога на доход от азартных игр (GGR). Для этого Рада должна внести изменения в Налоговый кодекс.

Если эта стоимость лицензии будет применяться при наличии нынешнего налога на прибыль в размере 18% либо, как предлагают альтернативные законопроекты, в размере 10% или 7,5%, то она необоснованна. При высокой стоимости лицензий справедливо было бы убрать налог на GGR либо снизить стоимость лицензии при налоге на GGR. Одно из двух, но никак не оба вместе. Плюс отмена налога на выигрыш.

Придётся ли всем участникам рынка покупать лицензии заново после вступления закона в силу?

— Да, конечно. Новый закон также отменяет действие Закона «О государственных лотереях Украины», и всё будет регулироваться одним документом. Соответственно, все лицензии на лотерейную деятельность, договоры распространения и сублицензии аннулируются. Вся отрасль будет ожидать получения новых лицензий.

Что изменится на практике, если законопроект примут в нынешнем виде?

— Можно прогнозировать возвращение на рынок классических видов игровой индустрии. Государство сможет оценить объём рынка, контролировать его и собирать налоги. Легализация создаст тысячи рабочих мест, приведёт к росту туризма, отельного бизнеса, привлечёт инвесторов, а также будет противодействовать коррупции в профессиональном спорте. Важно, что закон позволит защитить игрока от недобросовестного оператора и направлять усилия на борьбу с игровой зависимостью. Букмекеры настроены на взаимовыгодное партнёрство с государством, на проведение совместных социальных программ. История национальных брендов Parimatch и Favorit говорит в этом смысле сама за себя. Поддержка многих массовых видов спорта в Украине и дальше будет продолжаться, особенно ввиду того, что они часто становятся социальным лифтом для миллионов молодых людей, живущих в сложных условиях.

Какими могут быть доходы госбюджета от игорного бизнеса в целом и букмекерства в частности после легализации?

— Эксперты по-разному оценивают возможности рынка наполнить бюджет. На мой взгляд, реалистично выглядит сумма, о которой говорят законодатели и Кабинет министров, это 4–5 млрд грн в текущем году. Но убеждён, что игорная индустрия будет развиваться и расти. При этом ключевой вопрос состоит в условиях, которые государство сможет предложить бизнесу. Второй важный показатель — будет ли расти экономическое благосостояние украинцев.

Легализация азартных игр в Украине: проекты, штрафы и риски

Уже в следующем году запрет на игорный бизнес хотят отменить. Эксперты: это даст госбюджету 12 млрд в год, сообщает СЕГОДНЯ.ua.

Уже в следующем году в Украине могут легализовать казино — в новом проекте меморандума о сотрудничестве с МВФ, руководство нашей страны обещает отменить запрет на азартные игры до конца 2020-го. «Сегодня» вспомнила, что грозит игроманам сейчас и как предлагают решить эту проблему народные депутаты.

ВИНОВАТЫ ВСЕ. Игорный бизнес в Украине запретили летом 2009 года. Главные аргументы — забота о незащищенных слоях населения и защита общественной морали. Закон действует до сих пор и наказывает не только владельцев казино, но и игроков. Так, за организацию азартных игр сегодня полагается штраф в 25,6 млн грн, конфискация оборудования и всех прибылей в пользу госбюджета. Наказание за участие в азартных играх скромнее — «аж» 112 грн!

Но в сводках МВД все еще мелькают новости о закрытии нелегальных игорных домов. В конце февраля в Запорожье обнаружили сеть из более чем сотни игорных заведений, а буквально неделю назад в Одессе прокуратура накрыла подпольное казино. «В нежилом помещении проводились коммерческие турниры по карточным азартным играм, а также игры с использованием механической рулетки», — отметили в прокуратуре.

Советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк подтвердил нам, что сегодня игорный бизнес мимикрировал и успешно функционирует под видом различных лотерей: «Последнее время прикрывают сотни нелегальных игорных заведений. Увы, нередко их крышуют сами полицейские. Безусловно, сегодня нужно принимать решение и прекращать то, что происходит в сфере игорного бизнеса И я нормально отношусь к законодательному урегулированию, прекрасно понимая, что это около 8—12 млрд грн в год, которые не попадают в бюджет. Но законом нужно уберечь незащищенные слои населения от участия в играх. Ведь часто люди играют на последние деньги в надежде получить быструю прибыль. Должно быть узаконено, что играть могут только те, кто может себе это позволить».

ПРОЕКТЫ. Информацию о том, что игорный бизнес продолжает нелегально процветать, подтверждает и юрист, представитель ассоциации деятелей игорного бизнеса Григорий Трипульский. «Тема легализации игорного бизнеса муссируется с момента его запрета, то есть уже 8 лет. Если разрешить казино только в больших городах и сделать достаточно высокую стоимость лицензии, то это не принесет никакого социального вреда. В свою очередь такие заведения могут быть очень хорошим источником для бюджета, а также стимулом для развития туристической отрасли, гостиничного бизнеса и так далее», — отмечает он.

Стоит отметить, что сегодня в Раде уже есть шесть законопроектов о легализации азарта. Первый был подан еще в 2020 году, а последний — прошлым летом. «На нынешнем этапе развития общества индустрии развлечений, в частности азартные игры, это неотъемлемая часть современной цивилизации», — говорится в пояснительной записке к нему. При этом там достаточно подробно описаны меры предосторожности. Так, за игру в казино, которое не получило лицензию, украинцы будут платить штраф в размере 8,5 тыс. грн, а организаторов этого заведения накажут на 850 тыс. грн или тюремным заключением на три года. А вот привлечение к азартным играм несовершеннолетних будет караться семью годами тюрьмы.

По мнению политолога Владимира Фесенко, если такие нормы попадут на голосование в парламент, то у них довольно неплохие шансы. «Парламентарии наверняка проголосуют «за». По моему мнению, у этого решения гораздо больше шансов получить одобрение в ВР, чем, например, у отмены моратория на продажу земли, которую также требует МВФ», — говорит он.

Однако занимающийся лечением игромании врач Данил Ильян считает, что в любом случае у легализации игорных домов будет и негативная сторона: «Это такая же болезнь, как алкоголизм. Но в случае игромании человек вполне может пойти на кражу или более серьезное преступления, чтобы в очередной раз сходить в казино».

В мире: казнь и бюджет

Разные страны подходят к вопросу игорного бизенса неодинаково. Так, например, в Китае казино разрешены только в специальном районе Макао, который называют азиатским Лас-Вегасом. Игра в нелегальных казино в Поднебесной карается несколькими годами тюрьмы, а их организация — смертной казнью. Под строгим запретом игорный бизнес и в арабских странах. А вот в Канаде можно играть в рулетку или покер где угодно — в стране процветает игорная индустрия. Та же ситуация сложилась и в Греции, Швеции и на Багамских островах, где особо популярны плавучие казино. А вот карликовое государство Монако благодаря доходам от люкс-казино «Монте-Карло» почти полностью наполняет бюджет.

Авторы: Илья Требор, Анастасия Светлевская

Налог с оборота игорного бизнеса делает бессмысленной его легализацию, — эксперты

В законопроекты о легализации игорного бизнеса, которые в ближайшее время будут направлены на рассмотрение парламента, Министерством финансов Украины на финальном этапе была кулуарно внесена норма о 10%-ном налоге с оборота, из-за которой государственный бюджет недополучит миллиарды гривен. Об этом говорится в программе «Особливий погляд», показанной в эфире «5 канала».

По словам партнера по корпоративным услугам компании «Baker Tilly Украина» Дмитрия Драгуна, такой размер налога с оборота является беспрецедентным в мировой истории игорного бизнеса.

«Этот режим с самим 10-процентным размером ставки является абсолютно беспрецедентным в мире и нигде больше не применяется», — подчеркнул Драгун.

Он напомнил, что в 2008 году во время легализации игорного бизнеса во Франции и Италии также внедрили налог с оборота, но вскоре были вынуждены его отменить из-за неудовлетворительных бюджетных поступлений.

«Бюджетный результат в этих странах за последние три-четыре года был абсолютно неудовлетворительным, полностью замедлились бюджетные поступления. Поэтому было решено отказаться от налога с оборота и оставить лишь фиксированные лицензионные платежи», — отметил эксперт.

По словам совладельца букмекерской конторы «Статус-кво» Сергея Портнова, налог с оборота полностью нивелирует прибыльность игорного бизнеса, и на таких условиях он на украинский рынок не придет.

«Игорный бизнес — это очень конкурентная среда, и букмекерских контор, и казино существует сотни тысяч по всему миру, и рентабельность этого бизнеса ни чем не отличается от бизнеса отелей, авиакомпаний. Например, рентабельность букмекерского бизнеса около 12%. И если этот налог с оборота будет внедрен, мы будем работать только на государство, без прибыли. Естественно, бизнес на это пойти не может, а государство не получит миллиардные поступления в бюджет», — подчеркнул Портнов.

При этом эксперты уверены, что принятие законопроектов в первоначальном виде, которые разрабатывались с учетом мнения профильных экспертов и представителей бизнеса, приведет к выходу на рынок до 10 международных операторов игорного бизнеса.

«При таких условиях уже в первый год в Украине будет зарегистрировано около десяти легализированных операторов – букмекеров, казино и других видов игровой активности. Это люди, которые хотят и будут работать на условиях легальности. Ведь это выход из тени, потому что это сулит увеличение оборотов бизнеса, а также понятные отношения с формирующейся новой властью, органами государственного управления Украины», — отметил Драгун.

По подсчетам эксперта, уже в 2020 году государственный бюджет Украины мог бы получить от игорного бизнеса 2 млрд гривен налоговых поступлений.

«А в дальнейшем мы можем утроить цифру 2 млрд гривен в год и таким образом говорить в терминах 6 млрд гривен в год дополнительных бюджетных поступлений», — уверен Драгун.

Кроме того, легализация игорного бизнеса, по мнению эксперта, приведет к созданию как минимум 20 тыс. дополнительных рабочих мест.

Рейтинг казино по бонусам и размеру Джекпотов:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место по всем критериям!

  • Рокс Казино
    Рокс Казино

    2 место! Моментальные выплаты!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Новое надежное казино с высокими бонусами!

  • ПинАп Казино
    ПинАп Казино

    Ретро-дизайн и низкие лимиты для ввода-вывода денег!

Добавить комментарий