Тотальный футбол

Топ-2 честных онлайн казино за 2020 год:

Эволюция футбольной тактики: тотальный футбол

FootBoom.com знакомит читателя со схемой, которая изменила лицо игры в 70-х.

В начале 70-х миру уже были известны новомодные схемы 4-3-3 и 4-4-2. Первую схему изобрели и популяризировали посредством побед на мировых форумах бразильцы, а вторую впервые использовал в «Динамо» Виктор Маслов. Но эффективно работать эти схемы начали лишь в эпоху тотального футбола, родоначальниками которого являются Михелс, Лобановский и Хаппель. Именно они в начале 70-х начали настоящую футбольную революцию.

Противостояние «Хаппель-Михелс» постепенно вышло на общеголландский уровень. В наше время нечто подобное можно было наблюдать во времена противоборства «Барселоны» Гвардиолы и «Реала» Моуриньо. Михелс и Хаппель имели одни и те же цели и средства достижения побед, но шли к ним разными путями.

Сейчас тяжело утверждать, но вероятнее всего 4-3-3 была изобретена как ответ на 4-2-4, а после — и 4-4-2. Ведь три полузащитника в центре всегда играли компактно и имели четкое распределение ролей. Кроме того, центральные полузащитники соперника всегда были в численном меньшинстве, действуя в ситуации «два в три». Фактически данная система игры (4-3-3) позволяла создавать разрывы между линиями обороны противника.

Сначала 4-3-3 была ситуативным вариантом действий сборной Бразилии в начальной фазе обороны, а также в фазе розыгрыша атаки. Но со временем стало ясно, что проще всего изначально применять 4-3-3. Это понимал и Михелс, который ушел от той же 4-2-4 в сторону 4-3-3. Фактически Ринус пожертвовал одним форвардом ради создания перевеса в центре поля. Его идейный оппонент Хаппель также учуял ветер перемен и переключился на 4-3-3. Но Эрнст не был бы самим собой, если бы не попробовал разнообразить систему игры. Так, в атакующей фазе его «Фейеноорд» переходил на 3-4-3. Практически через четыре десятилетия подобное будет практиковать Гвардиола в своей каталонской системе «тики-таки».

Тогда же, в начале 70-х, возникла идея организованного хаоса в атаке. Наглядным примером того, как действовали команды, может послужить сборная Нидерландов начала-середины 70-х. В ней важная роль в расшатывании защиты соперника отводилась вингерам. Рип и Ренсенбринк могли отвлекать внимание крайних защитников, тем самым разрывая плотность обороны соперника. Они также старались пользоваться зонами, которые им открывал Круифф. Да-да. Йохан ещё в 70-х выполнял смещения вглубь и вытягивал на себя защитников, открывая зону в центре. Ныне почти тем же занимается Месси, а такая манера игры именуется «фальшивая девятка».

Полузащитники также обрели ряд новых функций. Теперь они могли отойти от роли связующего звена между атакующей и обороняющейся четверкой. Важными становились техника, удар, а также умение выходить из-под прессинга. Длинные передачи, как в 4-2-4, в данной системе игры не были востребованы. Янсен, Неескенс и ван Ханагем старались комбинировать в центре. Кроме того, Неескенс мог поменяться позициями и ролями с Круиффом.

Ставка на позиционное нападение вынуждала голландцев сохранять компактность и быстро вступать в отбор после потери мяча. Для этого каждый игрок должен был быть немного универсалом. К примеру, Репу иногда приходилось вступать в силовые дуэли в центре, а Неескенсу и ван Ханагему — страховать зоны на флангах, соревнуясь с соперником в скорости бега.

Сейчас это кажется удивительными, но зонная оборона начала активно применяться только в 80-х. До того времени даже 4-3-3 играли с последним защитником, который мог выполнять как роль чистильщика, так и роль либеро.

Внедрение зональной обороны на клубном уровне началось в Италии. Занимательно, что проводниками революционных идей в мире кальчо стали вовсе не наследники Эрреры или Рокко. Лидхольм и Земан первыми осознали преимущества игры в линию и стали применять их уже в середине 80-х. Несмотря на то, что нововведения пришлись по вкусу итальянским экспертам, никто особо не спешил уходить от системы игры с последним защитником.

Лучшие онлайн казино на русском языке:

Настоящий фурор в кальчо сумел произвести лишь Сакки. Арриго сумел собрать все лучшее на то время и явить миру свою версию тотального футбола. В итоге он всего за несколько лет прошел путь от тренера безвестной команды до триумфатора Серии А. Интересно и то, что Сакки не побоялся отойти от каноничной для тотального футбола 4-3-3 в сторону 4-4-2.

На то время 4-4-2 считалась более прагматичной схемой. В основном это происходило из-за английских команд, для которых 4-4-2 была идеальным решением. Ведь данная схема позволяла играть длинными передачами и делать ставку на фланговые забросы. В её пределах вингеры могли демонстрировать свой слаломный дриблинг по бровке.

Сакки же доказал, что, играя по схеме 4-4-2, можно сохранять компактность, устраивать смены позиций, а также использовать прессинг. В системе «Милана» конца 80-х также находилось место игроку, открывающему пространство для партнеров (Гуллит), яркому финишеру, который отвлекал на себя внимание соперников (Ван Бастен) и распасовщику (Райкаарду).

Арриго также завершил эволюцию прессинга, разделив данный тактический прием на три. Ложный прессинг подразумевал нахождение на половине поля только Ван Бастена, который делал вид, что прессингует соперников (хотя на самом деле просто отдыхал). Глубокий прессинг подразумевал блок в виде шестиугольника в центре поля. В данном приёме участвовали шесть игроков (вингеры, форварды и центральные полузащитники). Использовали россонери традиционный и понятный всем высокий прессинг. Разделение прессинга на подвиды позволяло команде из столицы мод варьировать темп игры, тем самым применяя правило аритмии матча, которое вывели Лобановский и Зеленцов ещё в начале 70-х.

Безусловно, тотальный футбол был бы невозможен без соответствующих игроков. И тут, как водится, мнения тренеров разделились. Кто-то (как Михелс) считал, что первостепенной является техника, талант и импровизация, кто-то (как Лобановский) отдавал предпочтение коллективизму и игре без лишних финтов, а кто-то (как Сакки или Хаппель) предпочитал создавать контролируемый хаос, вписывая в свою систему таланты, но при этом не ограничивая их во всём.

Вся вышеназванная четверка тренеров оставила по себе хорошее наследие. Именно их наработки вы можете видеть в работе Клоппа, Магата, Гвардиолы, Моуринью, Де Бура и многих других тренеров, которые определяли и определяют лицо современного футбола.

После изобретения тотального футбола на качественно новый уровень вышли схемы 4-3-3 и 4-4-2. Новации Михелса и Лобановского привели к полному изменению в методологиях подготовки к сезону, а также в количестве и качестве тренировочных сессий команды. Качество игры стали характеризовать посредством цифровых данных и системы технико-тактических действий. Сама же игра начала представляться зрителю в том виде, который мы знаем ныне.

Тотальный футбол Михелса: Голландия-74 — один за всех и все за одного

Тотальный футбол — наверняка все, кто более или менее увлекается футболом, хоть раз, но слышали это словосочетание. Те же, кто более или менее увлекается футбольной историей, знают, что в тотальный футбол играли голландские клубы и сборная этой страны в 70-х годах прошлого века.

На самом же деле истоки тактики, называемой тотальным футболом, уходят намного глубже 70-х годов. Первым экспериментировать с чем-то подобным стали в Венгрии, когда там подрастало золотое поколение. Практически до совершенства схематические построения и теорию перемещений по полю довёл англичанин Джек Рейнолдс, работавший в амстердамском «Аяксе».

В том «Аяксе» и играл молодой Ринус Михелс, который, как губка, впитывал идеи тренера, позже заложив ими, как кирпичиками, основу своей легендарной тактики.

Что такое тотальный футбол?

Вспоминая историю вопроса, мы ни на йоту не приблизились к ответу: что же такое тотальный футбол?

На самом деле в тактике нет ничего сложного. До этого тренеры использовали разные схемы с пятью нападающими, с четырьмя защитниками, с пятью полузащитниками, с одним форвардом… Тренеры экспериментировали с расстановкой футболистов на поле, вгоняли их в жёсткие рамки, тасовали защиту, полузащиту и нападение, пытаясь добиться преимущества в какой-либо из линий.

Михелс думал по-другому. Он жаждал тотального контроля на поле. Возможно, отсюда и повелось название тактики «тотальный футбол». Смысл же её заключался в том, что все футболисты на поле находились в постоянном движении. В движении — не в обычном понимании слова, бегали они и у других тренеров. Игроки передвигались между линиями. Защитник мог запросто оказаться на месте полузащитника или даже побежать в нападение.

Если бы у другого тренера произошло нечто подобное, то место защитника осталось бы пустым, и этой пустотой мог бы воспользоваться соперник. У Михелса, если защитник бежал вперёд, на его место «опускался» полузащитник, на место которого тот побежал. Если защитник продолжал бежать дальше, место полузащитника занимал форвард.

С непривычки сопернику стало тяжело ориентироваться. Тогда ещё в почёте была тактика с персональной опекой: когда защитнику поручают следить за одним атакующим игроком, и он следует за ним, куда бы тот ни побежал. Теперь за нападающими защитникам соперника пришлось бы «опускаться» до чужой защиты, оставляя за собой пустые зоны. В них и врывались подопечные Ринуса Михелса, забивая голы. В рядах противника царила паника, Михелс был на коне.

Голландия-74

Именно так амстердамский «Аякс», который Михелс возглавил, став тренером, и стал одним из величайших клубов, выиграв три кубка чемпионов подряд. Это было невероятно — небольшой клуб из Амстердама становится сильнейшей командой Европы. И не просто так, случайно, а трижды кряду. Тогда к тактике «Аякса» так никто и не смог приспособиться. Голландцы били атлетичных англичан, техничных испанцев и даже итальянцев с их казавшейся идеальной защитной тактикой Катеначчо.

А в 1974 году «Аякс» практически полным составом отправился на чемпионат мира 1974 года. Только амстердамцам пришлось надевать оранжевые футболки и называть себя сборной Голландии. «Аякс» немного разбавили футболисты второго голландского клуба, «Фейенорда», и один игрок, выступавший тогда в Бельгии.

Тот чемпионат навсегда запомнился как торжество тотального футбола. Именно в 1974 году на мировом первенстве в исполнении сборной Голландии мир увидел эталон тотального футбола, который и вошёл во все футбольные учебники. Этой тактике после чемпионата мира стали подражать сотни тренеров по всему миру, её модернизировали, видоизменяли, пытались улучшить. Но ничего подобного никто и никогда больше показать не сумел.

Голландия сенсационно выиграла три первых матча на групповом этапе. И ведь обыграны были не просто соперники. Со счётом 0:4 пала Аргентина. 2:0 — и руки вверх поднимают немецкие футболисты из сборной ГДР. Тот же счёт ждал и сборную Бразилии — легендарную команду. В финале подопечным Михелса предстояло встречаться с командой ФРГ. И в решающем матче «оранжевые» и их тотальный футбол дали сбой.

Йохана Кройфа, главное звено в цепочке Михелса, намертво прикрыл Берти Фогтс. А лидеру немецкой команды, Францу Бекенбауэру, голландцы дали слишком много свободы и поплатились за это — 1:2.

В 1978 году традиции Михелса продолжил Эрнст Хаппель, немного модернизировав тактику на свой более жёсткий манер. С ним Голландия также дошла до финала мирового первенства, вновь проиграв в решающем матче.

Последователи

Тотальный футбол так и не принёс победы на чемпионате мира, но оказал величайшее влияние на игру по всей планете. Теперь ни одна тактическая схема в более или менее серьёзной команде не обходится без элементов тотального футбола: полузащитники отходят назад подстраховать пошедшего вперёд защитника, игроки обороны идут в чужую штрафную площадь на подачу угловых с целью забить, форварды опускаются глубоко к центру поля в поисках мяча. Признаков тотального футбола в современном мире бесконечное множество.

Но были и наиболее яркие последователи идей Михелса. Одним из них стал Валерий Лобановский, который, придя на пост главного тренера киевского «Динамо», кардинально изменил тактику, привнеся в неё больше движения, больше физической нагрузки, больше скорости.

Естественно, развивал идеи своего наставника и Йохан Кройф. Пытались играть в подобие тотального футбола легендарные «миланские» голландцы Рууд Гуллит, Марко ван Бастен и Франк Райкаард. Нечто подобное в своей команде реализовал главный тренер «Барселоны» Хосеп Гвардиола. Но в его исполнении тотальный футбол потерял движение, перемещение футболистов между линиями и приобрёл несметное количество пасов в центре поля, за это такую тактику и прозвали «тики-така».

Минусы

Но были в тактике тотального футбола и минусы, которые все быстро начали замечать.

Главным из них стал подбор исполнителей. То ли звёзды над Михелсом так сошлись, то ли он сам умудрился в короткий срок собрать такую уникальную команду, но оказалось, что подбор игроков имеет едва ли не решающее значение.

Чтобы играть в тотальный футбол, каждый из футболистов команды должен был стать идеальной с физической точки зрения машиной, способной двигаться на протяжении всего матча. Поблажки не делались ни для кого, будь ты гениальным распасовщиком с медленной скоростью или отличным острым форвардом чуть выше полутора метров ростом.

Второе условие, главное, каждый игрок должен был пройти идеальную тактическую подготовку и спинным мозгом чувствовать, когда надо отойти назад подстраховать партнёра, в какую сторону отдать пас, куда побежать, чтобы пас дали ему, на какой позиции оказаться, чтобы забить гол.

Михелсу повезло, у него были идеальные голландские воины тотального футбола, воспитанные в «Аяксе», много лет игравшие друг с другом. Такого взаимопонимания нельзя было добиться, просто скупив десяток лучших игроков мира — они никогда бы не смогли играть в тотальный футбол. В этом же заключается и секрет нынешней «Барселоны», игра которой становится тем хуже, чем больше «инородных» элементов в неё привносят последователи Гвардиолы. Это же является ответом и на вопрос, а почему Месси так блёкло играет за сборную Аргентины, забивая больше чем по голу за игру в «Барсе». Всё просто. В Аргентине вокруг него нет партнёров: Хави, Иньесты, Пике и других лидеров каталонской команды. Зато в сборной Испании они есть. И при их наличии вписать в тактику «Барселоны» пару защитников, вратаря и нападающего намного легче. Вот Испания и выиграла два чемпионата Европы и чемпионат мира подряд — прямо как «Аякс» в 1971, 1972 и 1973 годах.

Выйдет ли новый номер «Total Football»?

Бывший главный редактор Total Football Николай Роганов — о былой жизни журнала. О том, как делали обложки, каким был первый тираж, что изменили в журнале из-за низких продаж и тяжёлых условий рынка. Total Football: от стартапа до закрытия издательства.

Главный редактор Total Football

«Total Football» появился в 2006 году. Интереснее глянца про футбол у фанатов не было. Журнал, который многие до сих пор пересматривают. В нем печатались не только сухие интервью, а самые разные материалы и профайлы на футбольных игроков. В журнал вкладывался постер и диск с интересными фильмами, такими как: «500 лучших голов в истории», «Лучшие матчи первого 10-летия АПЛ», «История Ливерпуля» и др. Поклонников с самого первого выпуска «Total Football» было много.

Николай Роганов 6 лет работал главным редактором TF. Это его любимый проект. Лицензия закончилась, права на логотип и на слоган уже никому не принадлежат. Издательский дом GameLand закрыт.

Успех журнала зависел во многом из-за успешной команды. Он выходил раз в месяц, за 6 лет под управлением Роганова было выпущено 72 выпуска. В интервью Николай признался: «Если мне предложат выпустить юбилейный номер журнала, я с удовольствием займусь этим. В любом случае, все материалы и номера в архиве есть. Останется собрать старую команду. Я периодически сталкиваюсь с ребятами, которым по 25-28 лет и они выросли на TF. Юбилейный номер, даже если он будет стоить 900-1000 рублей, купят в любом случае».

Обложка и содержание «Total Football»

Основным принципом журнала были слова «Футбол как страсть!» Они же — слоган, его придумал Роганов. Название «Total Football» придумала Мария Зуева (помогала с запуском проекта), дочка известного футбольного судьи Сергея Владимировича Зуева.

«Снять красиво обложку с российским футболистом в разгар сезона практически нереально. Нужно, наверное, отдельного продюсера для этого держать. Футболисты не могут уделить 2-3 часа на полноценную съёмку. Поначалу мы старались делать съемки, но это было очень дорого и хлопотно. И мы стали брать игровые снимки. Столкнулись сразу с тем, что российские фотографы практически не умеют снимать футбол. У них нету обложечных кадров. Не умеют делать классные фото в движении. Когда у них просишь сделать фото для обложки во время матча, они на тебя смотрят как на сумасшедшего. В то время, как для европейских фотографов это не составляло труда, поэтому снимки для обложек брали в основном у агентств».

Интересного материала внутри журнала недостаточно. По мнению Роганова, успех глянцевых спортивных проектов зависит от обложек, ведь именно они продают журнал, с витрин привлекают внимание клиентов.

«Каждый новый номер надо начинать с обложки, именно она продает журнал. С хорошей обложкой можно продать что угодно, с плохой не продашь ничего. Для меня было 5 выпусков с самыми крутыми обложками. Их даже для себя отложил в отдельную папочку на компе».

В содержании журнала были качественные статьи. Не только анонсы матчей и разбор игр. Печаталось много околофутбольных тем. Материалы были о подготовке к матчам, истории клубов, обсуждалась личная жизнь футболистов.

«Материал был крут с теми, кто был открыт для интервью. Не как Игорь Денисов, который давал интервью раз в год, и то Дудю. Т. к. я регулярно читаю газеты и спортивные журналы, я знаю с каким журналистом у какого футболиста хорошие отношения. Далее надо лишь позвонить, например, Максиму Квятковскому, и сказать, что нужно интервью с Акинфеевым. Платил ему за такой эксклюзив в 1,5 раза больше обычного гонорара и вопрос Макс закрывал.

Лучший материал получился про Марадону. Мы заказали два материала, двум крутым авторам. Один текст писал Женя Дзичковский, сейчас работает на сайте Матч.Тв, второй — Юра Голышак, лучший интервьюер «СЭ». Дзичковский писал, что Марадона — ангел и хороший, а Голышак, что — сатана, спившийся и скурившийся. Поставили эти материалы рядом и один из них перевернули вверх ногами. Соответствующую обложку сделали, получилось интересно».

Фотографы

Издательство «Total Football» было подписано на Reuters – агентство, которое делало профессиональные футбольные фотографии. У журнала был свой фоторедактор Алексей Петров.

«Хороший редактор! У нас вырос как профессионал со студенческих лет. Сейчас работает в Reuters в Москве. Футбол — его страсть!»

Дизайнер

Мурад Абдулаев стартапил «Total Football» в начале проекта. Он болельщик «Спартака». «Помню рассказывал, как они на электричках добирались из Москвы до Ростова на матч на 100 рублей и все в этом духе. Работали с ним 2 года. Потом ему всё надоело, он сдал квартиру в Москве и уехал в Индию».

Журналисты

В Total Football на фрилансе писали сотрудники «Спорт-Экспресса». На тот момент в «СЭ» дела шли не очень хорошо и руководство разрешало журналистам подрабатывать на стороне. Дзичковский Евгений — известный спортивный журналист и шеф-редактор, Рабинер Игорь – обозреватель «Спорт-Экспресса», российский журналист, преподаватель факультета журналистики МГУ и писатель. Гусев Виктор — российский телеведущий, спортивный комментатор «Первого канала».

«Была у нас одна интересная история с Юрием Дудём. 2004 год. Он тогда только начинал свою карьеру, ещё не был таким известным. И вот случилась командировка. Мне позвонили из другой редакции и попросили помочь одному толковому парню и выделить для него в командировке ноутбук. Я согласился. А потом уже после матча понял, что у нас у самих один ноут на двоих. Кипела работа, был аврал, вообще не до Юры было. Так Дудь и не дождался от меня ноута, смотрел на меня с укором. До сих пор не знаю, как он передал в редакцию материал».

Юрий Дудь — популярный видеоблогер и российский журналист. Бывший главный редактор Sports.ru, с сентября 2020 года работает заместителем генерального директора.

Успех журнала

Total Football было крупнейшим изданием в России — интереснейшие интервью со спортсменами, аналитика и мнения экспертов. Журнал выходил в двух форматах для разных целевых аудиторий: полный (с DVD диском, постером и наклейками) и формат мини («карманный», без вложений и упаковки). Охват одного номера составляла 537 000 человек.

«Для студентов и для девушек меняли формат на мини. Стоил такой журнал в два раза дешевле. Студенты были нам за это благодарны. Мы его не пакетировали, не вкладывали в него диск и постер».

Самые большие показатели по продажам рекламы в журнал были 350 000$ в один номер. Журнал являлся партнёром всех крупных футбольных клубов: «Спартак», «Зенит», ЦСКА, «Динамо», «Локомотив».

«Недавно смотрел архив. В один номер мы собрали 350 000 $. Тираж на пике был 88 000 экземпляров, возвратов где-то 20 000. Продавали 60 000 копий». — комментирует Николай Роганов.

Распространение журнала

Рынок всегда ставил под сомнение тиражи «Total Football». Многие отмечали, что соотношение цены и целевой аудитории журнала неправильное. В России существующая система распространения печатных изданий всех вынуждает сталкиваться с массой барьеров.

«Система распространения тяжелая. Нам помогло, что мы работали уже в готовом издательском доме, в котором было ещё 20 журналов. Система распространения была отлажена годами. Помогала еще одна фишка – у нас было две обложки, для Москвы и для Санкт-Петербурга. Т. к. в Питере не продашь журнал со «Спартаком» на обложке. В первом номере у нас был Володя Быстров на обложке, который только перешел из «Зенита» в «Спартак». И для Санкт Петербурга мы сделали на обложку Кержакова».

Николай Роганов изначально был уверен, что успех у журнала будет с первого выпуска. Но протестировать и понять, будет ли спрос на данный продукт, в ИД GameLand всё же решили.

«Сделали пилотный номер под номером «0». Повезли его продавать в Самару с дисками и постерами. В Самаре потому, что в Москве дороже, и это среднестатистический город. С самарскими распространителями были очень хорошие связи. Сделали тест по данным с продаж, который завершился успешно».

Новые проекты

Сейчас Николай Роганов главный редактор и продюсер prostoprosport.ru. Это информационно-спортивный сайт, на котором будут прогнозы матчей, симулятор букмекерской конторы. Главная фишка — виртуальная валюта (хештеги), которые читатель получает, комментируя и лайкая статьи. Эти хештеги потом можно обменять на реальные бонусы и фрибеты в российских букмекерских конторах.

«Мы делаем новый сайт, в котором готовим уникальное и интересное предложение для букмекеров. На сайте можно будет получать баллы за активность — за лайки, за комментарии, за дочитывания статей. На эти баллы можно будет играть сначала в симуляторе букмекерской конторы, а затем обменивать их на реальные фрибеты и деньги в реальной букмекерской конторе. Такого на нашем рынке ещё нет».

Николай не планировал становиться главным редактором, с детства мечтал стать футбольным комментатором:

«Мне как-то подарили настольный хоккей. Пока папа был на работе я играл за обе команды и комментировал. Мечтал стать футбольным комментатором. Сейчас мое комментаторское хобби просто читать вслух жене и дочке (смеется)».

— Как вы считаете, можно ли обыграть букмекера?

— Конечно, нет. Букмекерские конторы всегда оставляют себе маржу. Как бы ты не играл, на длинной дистанции букмекеров обыграть невозможно. Они играют не на 100% шанса, а на 80-90%. Если сложить основные коэффициенты, то станет видно, что они никогда не дают 100%. 10-15% букмекеры всегда оставляют себе.

— Что для вас хорошее интервью?

— Когда журналист может выстроить беседу. По большому счету люди делятся на две категории: любящие говорить и нелюбящие говорить. Те, кто любят говорить, могут выстроить беседу, т. к. хороший качественный разговор начинается минуте на 40-ой, когда человек уже «разогрелся». Должен быть талант к хорошему длительному разговору. Для будущего журналиста главное понять, что он любит. Что ты делаешь не за деньги, а просто потому, что нравится? И ничем другим заниматься не надо. Поймите, в чем ваша уникальность и продавайте её!

Авторы: Ахмядеева Кристина, Смирнов Максим
Фотограф: Ольга Шацкая

Рейтинг казино по бонусам и размеру Джекпотов:
Добавить комментарий