Тенденция к уравниванию

Топ-2 честных онлайн казино за 2020 год:

Тенденция к уравниванию

ЛС. Витотський проследил генезис высших механизмов внимания, предложив для этого экспериментально-генетический метод. Он предусматривает создание ситуации, когда ребенок оказывается перед необходимостью овладеть своей оею вниманием с помощью внешних стимулов-средств осуществлением этой задачи занимался. ОМ. Леонтьев, который разработал функциональную методику двойной стимуляции для исследования опосредованных процессов внимания (игра в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретом»да-нет не говорите, белое-черное не покупайте»е купуйте»).

ЛС. Выготский считал, что культурное развитие внимания начинается в раннем возрасте. Это развитие имеет социальный характер. Ребенок во время врастания в социальную среду, в процессе приспособления к этому в среде развивает и формирует произвольное внимание. Истоки этого внимания находятся вне личностью ребенка. Сама собой органическое, или натуральная, внимание никогда не привела к возникновению произвольного внимания. Она формируется благодаря тому, что люди вокруг ребенка с помощью определенных стимулов и средств направляют его внимание, руководят ею, то есть дают ребенку в руки те средства, на основании которых она в дальнейшем оволо девает своим вниманием по такому же типом типом.

ОМ. Леонтьев, развивая идеи. ЛС. Выготского, писал, что развитие внешней опосредованной внимания идет быстрее, чем развитие страны в целом, а тем более -«натуральной»внимания. В школьном возрасте наступает перелом м в развитии внимания. Внешняя опосредованное внимание становится внутренней косвенно опосередкованою.

Соотношение между произвольной и непроизвольной вниманием меняется в пользу произвольной, начиная с дошкольного возраста. Максимального развития произвольное внимание достигает в школьном возрасте, а впоследствии указанное спиввид дношення обнаруживает тенденцию к уравниванию. Эта тенденция связана с тем, что в процессе своего развития система действий по внешней постепенно превращается во внутреннююню.

Общая последовательность культурного развития внимания, согласно взглядам. ЛС. Выготского, состоит в том, что развитие внимания ребенка после рождения попадает в сложную ситуацию двойной стимуляции. С в одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают к себебе внимание своим свойствам, а с другой — внимание ребенка направляют соответствующие стимулы-указания взрослых, каковы слова. Постепенно ребенок сам начинает пользоваться словом и звуком как средством-инструкции, т.е. то обращать внимание взрослых на интересующий нее обът.

С первых недель после рождения ребенка оказываются ориентировочные реакции, составляющие основу непроизвольного внимания

На втором году жизни ребенок способен проявлять внимание, направленную на объекты речевыми инструкциями взрослых

В раннем и дошкольном возрасте интенсивно развивается непроизвольное внимание

Постепенно растут возможности ребенка в выявлении произвольного внимания. Так, с 4-5 лет ребенок способен проявлять внимание под влиянием более сложных словесных инструкций, в 5-6 лет дети обнаруживают элементарные формы произвольного внимания под влиянием же инструкции, стимулированной внешними средствами.

С приходом ребенка в школу произвольное внимание прогрессирует. Формирование навыков учебной деятельности происходит под влиянием выявления школьником регулятивной функции внимания. Из-за несовершенства тормозных меха анизм, что является основой осуществления регулятивной функции внимания, далеко не все младшие школьники обладают своим вниманием результате повышенной возбудимости им не удается выявлять устойчивость произвольного внимания. В ц ьому плане увеличиваются возможности школьников 9-10. Рокиоків.

Лучшие онлайн казино на русском языке:

Одной из особенностей произвольного внимания младших школьников является низкий уровень ее избирательности, дифференцированности. Так, исполнительный младший школьник пытается охватить все объяснения учителя, не различая у нем существенное и второстепенное. Ученики младших классов почти на одном уровне фиксируют и основное, и второстепенныене.

Совершенствование механизмов внимания детерминирует развитие ее свойств: устойчивости, концентрации, переключения, распределения и объема. Если у младших школьников есть интерес к объекту или предмета, степень. Зосер реджености внимания на нем может быть высоким. Но продолжительность сосредоточенного состояния у учащихся невеликка.

Обучение создает условия для формирования у школьников навыков переключения и распределения внимания. Ученики третьего класса уже умеют распределить внимание на содержание задачи, на свою осанку во время письма и на поясное ения учителя. На фоне возрастных тенденций развития внимания у младших школьников проявляются индивидуальные различия. Они касаются продуктивности внимания зависимости от ведущей роли определенного выдут свойств ей внимания, от динамики выявления их в течение дня, пиков активности внимания в этом промежутке времяасу.

У подростков увеличивается степень избирательности произвольного внимания, концентрации внимания на более существенных моментах учебного материала

целом развитие произвольного внимания и формирование навыков учебной деятельности происходят во взаимосвязи и во взаимовлиянии, а потому в подростковом и старшем школьном возрасте активно развиваются все в свойства внимания: повышается его устойчивость, растет объем, улучшается способность к делению и переключения.

Правильное построение учебного процесса способствует выработке не только навыков направления своего внимания на достижение цели, но и привычки аккуратно и добросовестно выполнять задачи. Внешняя регуляция внимания школ лярив, систематический контроль старших порождают у учащихся способность к саморегуляции и самоконтроля, является одновременно и моментом личностного же создания

Классическое право

В классическом праве хорошо заметна тенденция к уравниванию, нивелированию прав групп свободного населения. Этот процесс в той или иной мере был присущ всем этапам римского права, но в классиче­ском праве тенденция к нивелированию прав свободных получает пол­ное выражение и становится преобладающей.

На рассматриваемом этапе за сенаторами сохранились известные привилегии. Они все же не обладали сословной замкнутостью, на­пример, патрициев. Богатство все более широко определяло облада­ние политическими привилегиями. С одной стороны, обедневшие се­наторы выводятся из сената (в частности, при Августе), с другой “ в состав сената вводятся наиболее богатые из всадников, сословие всадников начинают именовать «сенаторским питомником». Так, Сулла ввел в сенат 300 новых членов, главным образом из всадников. Много всадников было введено в сенат Цезарем. Всадники допуска­ются к участию в работе судебных комиссий, в которых они вместе с сенаторами разрешали дела о злоупотреблениях в провинциях. Фи­нансовый опыт всадников широко использовался в создаваемом со времен Августа государственном аппарате Империи. С развитием товарного хозяйства сословное деление «высших» охраняется и да­же усложняется (с появлением сословия декурионов), но грани меж­ду сословиями становятся подвижными.

Изменяется и правовое положение римских граждан, не принад­лежавших к высшим сословиям. С установлением и расцветом рес­публиканской формы правления расширяются политические права граждан, принимавших участие в работе народных собраний. В цен­туриатных комициях ликвидируется прежнее преобладание граж-

дан двух высших имущественных разрядов. Широкой компетенцией наделяются трибутные собрания. При Гракхах здесь создается мощная оппозиция сенатской аристократии. С этой целью использу­ется и плебейский трибунат (tribuni plebis). Малоимущие и беззе­мельные допускаются к службе в армии.

Необходимо отметить и такую тенденцию в римском классичес­ком праве, как расширение рамок института гражданства. Латины и перегрины (свободные жители Италии и провинций, не имевшие римского гражданства) постепенно втягивались в хозяйственную (и политическую) жизнь Рима, вслед за этим возрастал и объем их пра­воспособности. Сначала права граждан присваивались им в виде ис­ключения, например, за особые заслуги перед римским государством или если они занимали выборные должности в своих общинах. Поз­же права граждан предоставлялись в целях пополнения римских ле­гионов или в фискальных целях (для получения с новых граждан на­лога на наследство). Право земельной собственности и римское гражданство перестают быть исключительной привилегией рожде­ния от римских граждан и нередко становятся производными про­фессии воина. Не само по себе гражданство обусловливает теперь по­лучение земельной собственности, а военная служба превращается в условие обладания участком земли и наделения правами римского гражданства.

Важной вехой в расширении правоспособности латин была «союз­ническая война» (I в. до н.э.). Тогда латины, проживавшие в Италии, приобрели права римских граждан. Наконец, уже в 212 г. н.э. эдиктом императора Каракаллы правами римских граждан наделяются все свободные жители Империи — подданные Рима. Следует, однако, учитывать, что к этому времени римское гражданство уже не связы­валось с приобретением каких-либо преимуществ.

Рабы и отпущенники

Значительные изменения происходят и в положении рабов. В Ри­ме устанавливается классическое античное рабовладение. Из члена большой патриархальной семьи, хотя бы и ограниченного в правах, раб становился просто собственностью, включался в инвентарь име­ния (D. 28. 5. 35. 3; 33. 7. 12. 6). Его правовое положение во многом оп­ределялось формулой «рабы суть вещи». Производимый им приба­вочный продукт изымался его господином непосредственно в силу права собственности. Раб был не субъектом, а объектом права. Он не

мог по своей воле иметь семью, собственность, право обращаться в суд, заключать сделки от своего имени, участвовать в народном со­брании, занимать выборные должности, служить в армии. По закону Аквилия (первая половина ІИ в. до н.э.) убийство чужого раба, как и убийство чужого четвероногого, влекло за собой уплату их собствен­нику наибольшей для текущего года стоимости раба или четвероно­гого, а также возмещение других возможных убытков.

Фактическое положение рабов, подробно описываемое, в частнос­ти, в работах Е.М. Штаерман и М.К. Трофимовой, было исключительно тяжелым. Оно определялось тем, что труд рабов в наиболее неприкры­той форме основывался на принуждении, что с неизбежностью пред­полагало применение к рабам системы мер устрашения и наказания. Хорошо известен, например, принятый при Августе (10 г. н.э.) Силани- анский сенатусконсулът (D. 29.5), согласно которому все рабы, нахо­дившиеся в момент убийства их господина на расстоянии окрика и не пришедшие к нему на помощь, подвергались пытке и казни. Воля гос­подина, предоставившего рабу свободу по завещанию, игнорировалась при применении Силанианского сенатусконсульта: завещание стало вскрываться лишь после казни рабов.

В античном рабовладении, однако, не только отрицались права рабов и сохранялись пережитки прошлого их положения. Полное отрицание гражданской правоспособности рабов присуще экстенсивному рабовла­дельческому хозяйству. Сравнительно высокий уровень товарного про­изводства требовал более рационального и длительного использования труда рабов. С развитием рабовладельческих отношений происходит расширение их правоспособности. Рабовладельцы изыскивали способы возможно более эффективного использования труда и способностей ра­бов, а это требовало повышения их заинтересованности в результатах своего труда. Отсюда расширение их правоспособности, в частности предоставление рабам пекулия, т.е. имущества, которое находилось в их управлении и распоряжении, а в ряде случаев — и статуса отпущенни­ков. Ульпиан, признавая, что рабы по цивильному праву не становятся обязанными по договору, утверждал, однако, что

«по естественному праву обязательства они и принимают на себя, и возлагают на других» (D. 44. 7. 14). Юристы писали, что «действия рабов могут улучшить, а не ухудшить наше (рабовладельцев) поло­жение» (D. 50. 17. 33).

Из этого правила, однако, делается ряд исключений. Раб мог, напри­мер, быть наделен функциями управляющего имением (D. 34.4.31), за­ведовать кассой (D. 44. 5. 3). Естественно, круг правомочий раба при этом расширялся, в том числе в отношении пекулия. Так, раб мог при­нимать на себя обязательства, при этом за него отвечал представлен­ный им поручитель и внесенный из пекулия залог (D. 12. б. 13). Правда,

еще и во II в. н.э. предусматривалась возможность покрытия долгов гос­подина за счет пекулия его раба, при этом пекулий мог быть полностью исчерпан (D. 15.1.4.5).

Рабовладельцы стремились как-то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В сочинениях Цицерона мы можем встретить рекомендации заботиться о пользе и благополучии рабов, о том, что рабов необходимо награждать, если они, например, спасли господина, не следует отнимать у них надежду на свободу, запуги­вать без надобности.

Полное лишение рабов правоспособности не соответствовало общим

интересам рабовладельцев. Поэтому было сформулировано правило:

«Раб не во всем может безнаказанно слушаться своего господина, например если господин прикажет ему убить человека или совер­шить кражу» (D. 44. 7. 20).

Государство начинает видеть в рабах своих подданных, а не только собственность и объект власти частных лиц. Наряду с мерами подавле­ния сопротивления рабов предпринимаются шаги по ограничению про­извола и жестокостей их хозяев, в частности при наложении наказаний. Теперь в праве начинают признаваться и семейные отношения рабов:

«Часто из-за больных рабов возвращают и здоровых, если их нельзя разделить, не погрешив против благочестия. Ибо разве можно отдать сына и удержать родителей или наоборот? То же следует соблюдать относительно братьев и лиц, состоящих в сожительстве» (D. 21.1.35).

Говоря о расширении правоспособности рабов, нельзя упускать из виду, что отношение части из них к средствам производства изменя­ется. В среде городских рабов уже во ІІ-І вв. до н.э. происходит диффе­ренциация. В частности, выделяются рабы высокоценных (искусные повара, ювелиры) и интеллигентных профессий (поэты, актеры, педа­гоги). Римская интеллигенция состояла, как правило, не из римлян. Перечисленные выше профессии были почти полностью монополизи­рованы греками. То была в значительной степени интеллигенция раб­ская. Государственный аппарат Империи во многом состоял из рабов и отпущенников императора. Стремление получить максимальную вы­году от рабов и предоставление наиболее предприимчивым из них пе­кулия (лавки, мастерской и т.п.) вело к появлению рабов-торговцев, дельцов, предпринимателей, которые иногда сами имели рабов.

Уже в поздней Республике широко практиковался отпуск город­ских рабов на свободу. В рабах начинают признавать человеческие достоинства. Вольноотпущенники, либертины (libertini) образуют значительную часть городского плебса, хотя и среди богачей их было немало. Отпуск рабов стимулировался потребностью в квалифици­рованных и заинтересованных в труде работниках; развитие дело-

вой жизни подчас давало рабам возможность заработать достаточно, чтобы выкупиться на свободу 1 .

Объем, характер обязанностей и повинностей либертина были раз­нообразны. Зачастую они не имели строго фиксированного выражения и определялись усмотрением патрона. Патрон мог судить отпущенни­ка в своем домашнем суде, а «в случае особой неблагодарности» вер­нуть его в прежнее рабское состояние, даже убить. Цезарь будто бы казнил своего отпущенника за связь с женой всадника. Со временем, однако, отпущенники получают право обращаться в суд за разреше­нием споров о выполнении ими своих обязанностей (D. 38.1. 2). Вольно­отпущенники были ограничены в политической и гражданско-право­вой областях. Они, в частности, не могли занимать выборные должности, вступать в брак со свободнорожденными (позже только с лицами сенаторского звания), ограничено было их участие в работе на­родных собраний, патрон сохранял право на долю их наследства. Дети вольноотпущенников обладали уже полным объемом прав свободных.

С возрастанием роли отпущенников в экономической и политиче­ской жизни, ростом их имущественной состоятельности улучшается и их правовое положение. В немалой степени оно зависело и от поло­жения патрона. Сулла, например, став диктатором, зачислил 10 тыс. своих отпущенников в народное собрание. Во время гражданских войн при триумвирах некоторое число отпущенников даже попало в состав сената. После смерти Цезаря его отпущенники составили сильное ядро партии Октавиана, что, впрочем, не помешало ему при­нимать меры по ограничению отпуска рабов на свободу.

По закону Фуфия Каниния господин мог отпустить на свободу (по завещанию) строго определенное число рабов (из трех рабов — не бо­лее двух, из 4-Ю — половину, из 10-30 — одну треть, из 30-100 — од­ну четверть. из большего числа рабов — пятую часть, но не свыше 100). Кроме того, законом Элия Сенция сделать отпускаемого раба рим­ским гражданином мог лишь господин старше 20 лет и при условии, что рабу не менее 30 лет от роду. С другой стороны, при Августе ог­раничивается право патрона возвращать своих отпущенников в раб­ское состояние, а также обязывать их платежами (D. 38. 2. 33).

Теория внимания Л.С. Выготского

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

14. Свойства внимания, методы их исследования и развития.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемостьвнимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Известно, что память на прерванные, действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания —это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметать, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора, так целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания. К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работать там, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разных людей. Выраженная неустойчивость внимания, особенно в сочетании с его инертностью, противопоказана водительским профессиям. Слабо развитая способность к распределению внимания и недостаточная наблюдательность осложняют овладение педагогической профессией.

С проблемой внимания в ее практическом плане сегодня приходится постоянно сталкиваться любому школьному психологу, при выявлении готовности к школе, причин неуспеваемости.

Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, и экспериментальных методах, предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования.Лурия А.Р.

16. Общая характеристика памяти. Основные психологические теории и методы исследования памяти.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

Ассоциативная теория ( Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза). Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется). Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.

· Бихевиористическая теория. Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.

· Когнитивная теория. Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.

· Деятельностная теория. Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

1. Методы изучения непосредственного объема памяти.

С их помощью устанавливается, сколько единиц информации человек может запомнить за один раз (имеется в виду его кратковременная и оперативная память, так как объем долговременной памяти практически проверить и оценить трудно).

2. Методы изучения долговременной памяти.

Метод заучивания. Перед испытуемым ставится задача запомнить определенный объем материала, и далее определяется количество повторений (опытов), которое ему потребуется для того, чтобы в полном объеме запомнить предъявленный материал.

Метод помощи и антиципации. В данном случае после одного или нескольких предъявлений материала испытуемый сразу пытается его воспроизвести. Если он при воспроизведении ошибается, то его поправляют. Заучиваемый материал в данном случае повторяется до тех пор, пока он не будет безошибочно воспроизведен. На основе последовательных опытов далее строится кривая заучивания, которая показывает, как идет процесс перевода информации из кратковременной памяти в долговременную у данного испытуемого.

Метод сбережения. При его использовании сравнивается время, необходимое для первоначального заучивания материала (до первого его безошибочного повторения), и время, которое требуется для его последующего доучивания в случае забывания части материала. В )езультате вычисляется разница между временем, необходимым для первоначального запоминания наизусть, и временем, нужным для нового безошибочного повторения после забывания в будущем. Полученный итог характеризует прочность следов, сохранившихся после первого запоминания в долговременной памяти, а также легкость, с которой у данного человека информация переводится из кратковременной памяти в долговременную и обратно.

3. Методы изучения механизмов памяти.

Эти методы позволяют судить об особенностях функционирования основных процессов памяти.

Метод парных ассоциаций. Он направлен на то, чтобы исследовать и описать механизм формирования ассоциаций. В данном случае элементы заучиваемой информации предъявляются испытуемому парами. Затем спустя некоторое время ему показывают один из элементов пары и просят воспроизвести другой.

Метод узнавания. Он применяется для оценки легкости перевода смыслового значения информации, хранящейся в долговременной памяти, в кратковременную память. С помощью этого метода устанавливается точность узнавания через различные промежутки времени ранее однократно предъявленного и значительного по своему объему материала. Он же дает возможность вычислить количество узнанных предметов, на основе которых можно судить о характере оперативной памяти человека.

17. Процессы памяти. Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания.

Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец. Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите. С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее».

Забывание может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.

Непроизвольное 3. происходит без специально поставленной цели — запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения к.-л. приемов 3. Полнота, точность и прочность непроизвольного 3. зависят от целей и мотивов выполняемой человеком деятельности и от способов ее осуществления. Исследования П. И. Зинченко и А. А. Смирнова показали, что 3. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности. Продуктивность непроизвольного 3. зависит от умственной активности, самостоятельности в работе: материал, не требующий умственных усилий, запоминается нередко значительно хуже и менее прочно.

При произвольном 3. человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель — запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается. Т. о., произвольное 3. — это специальное мнемическое действие; его успешность зависит от особенностей мнемических целей. Те или иные мнемические задачи (запомнить полно, точно, надолго и т. п.) вызывают разную ориентировку в содержании материала, определяют выбор и активацию определенных способов 3., а тем самым в существенной мере влияют и на его результаты (А. А. Смирнов, Л. В. Занков и др.). Решающим условием продуктивности произвольного 3. является применение след. приемов: составление плана запоминаемого материала (смысловая группировка и выделение смысловых опорных пунктов); соотнесение нового со старым, хорошо известным; классификация, систематизация материала; ассоциирование его по сходству и контрасту и т. п.

Произвольное 3. при прочих равных условиях заметно продуктивнее непроизвольного: оно обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Однако непроизольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, м. б. более продуктивным, чем произвольное 3., если последнее осуществлено вне указанных выше условий.

18. Виды и типы памяти. Индивидуальные способности памяти человека.

Виды памяти

По характеру целей деятельности память бывает:

Непроизвольная — память, которая запоминает информацию сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности или в ходе работы над информацией. Такой вид памяти сильно развит в детстве, у взрослых он ослабевает.

Произвольная — память, которая запоминает информацию целенаправленно с помощью специальных приемов.

От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие, так как память основывается на повторении материала без его осмысливания.

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая). Эффективность этого способа в несколько раз выше и лучше, чем механическое дословное многократное повторение.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память.

г) мнемотехнические приемы запоминания — специальные приемы для облегчения запоминания.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память бывает:

Двигательная — память, которая имеет способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает очень рано.

Образная — память, которая имеет возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающуюся большой дифференциацией.

Эмоциональная — память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Вербальная(словесно-логическая или семантическая) — высший вид памяти, присущий только человеку. Эта память, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.д.). Вербальная память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга.

По продолжительности закрепления и сохранения информации память бывает:

Кратковременная — запоминание информации происходит на несколько минут. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии повторения. Кратковременная память ограничена по объему, то есть в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации[1, стр.161]. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Долговременная— это память, которая обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

а) Долговременная память с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).

б) Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности[1, стр.161].

Промежуточная память — память, которая обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи и действиях

Существует четыре, так называемых «чистых» типа памяти: слуховая, зрительная, тактильная (память тела) и эмоциональная.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Рейтинг казино по бонусам и размеру Джекпотов:
Добавить комментарий