Темная

Топ-2 честных онлайн казино за 2020 год:

«Тёмная башня» как великий философский эпос

В честь этого события мы публикуем статью, в которой критик, редактор и писатель Владимир Пузий размышляет о цикле Кинга, его истоках и философии, проводя параллели с другой великой эпопеей — «Властелином колец» Толкина.

Башня: у подножия

«Человек в чёрном ушёл в пустыню…»

Среди величайших эпосов прошлого века есть два, появление которых не могли предвидеть даже сами авторы. Ни профессор филологии Джон Толкин, ни безработный юноша Стивен Кинг поначалу не имели ни малейшего представления о том, что им предстоит создать. Просто каждый из них в некий момент времени сел и написал первое предложение.

«Жил-был в норе под землёй хоббит».

«Человек в чёрном ушёл в пустыню, и стрелок двинулся следом».

Обе истории выросли как будто спонтанно — и потребовались годы, чтобы «Хоббит» завершился «Властелином колец», а «Стрелок» — финальным томом «Тёмной башни».

«…и стрелок двинулся следом»

Толкин не знал, что у «Хоббита» будет продолжение — да ещё такое объёмное! Кинг, вдохновлённый «Властелином колец», намеревался написать нечто подобное, однако и предположить не мог, что цикл о Тёмной башне станет лейтмотивом почти всего его творчества. Толкин мечтал сотворить некий аналог британской мифологии.

Кинг, в свою очередь, работал уже с американскими мифологемами. Оба создали сложные воображаемые вселенные, так или иначе «прорастающие» в нашу реальность. Средиземье Толкина — это, по сути, Западная Европа, какой она якобы была эпохи назад. События в Срединном и в так называемом Ключевом земном мире «Тёмной башни» напрямую связаны друг с другом.

Стивен Кинг. 22 года. Ещё не король

В этом самом Ключевом весной 1970 года 22-летний студент по имени Стивен Кинг отыскал на одной из полок в университетской библиотеке пачку странной бумаги. Бумага была зелёной, очень плотной и нестандартного размера. Именно на ней он и отстукал на своём стареньком «ундервуде» с западающим «м» и плавающей заглавной «О» первую фразу романа «Стрелок».

Лучшие онлайн казино на русском языке:

Оставалось восемь лет до публикации первых глав этого романа. Двенадцать лет — до выхода его отдельной книгой. Тридцать три года — до того момента, как всемирно известный писатель Стивен Кинг поставит точку в последнем томе эпопеи.

Башня: фундамент

Откровенно говоря, меньше всего от молодого Стивена Кинга ждали чего-то похожего на «Тёмную башню». К 1978 году у него сложился имидж писателя, который создаёт успешные и захватывающие ужастики. По сути, Кинг совершил небольшой переворот в этом жанре. До него литературные хорроры подпитывались в основном дешёвыми фильмами ужасов да примитивными рассказами. Разумеется, у истоков жанра стояли талантливые авторы: Артур Конан Дойл, Эдгар По, Брэм Стокер, а позднее — Роберт Говард, Кларк Эштон Смит и Говард Ф. Лавкрафт. Но печатались они преимущественно в обильно иллюстрированных, не очень дорогих журналах.

Постепенно происходил естественный процесс «опрощения», который выхолащивал из рассказов смысл и оставлял лишь оболочку. Если, скажем, исходные лавкрафтианские тексты отражали определённые актуальные темы (в первую очередь — ощущение мизерности рода человеческого в масштабах геологических эпох), то подражатели Лавкрафта в основном занимались играми с формой. Они брали за основу успешные сюжетные формулы и крутили так и эдак, переставляли блоки-кубики, меняли имена богов и демонов, изощрялись в том, чтобы выдумать чудищ померзопакостней… Примерно то же происходило и в кинематографе. Образы чудовищ — Дракулы, Франкенштейнова монстра, мумии, вервольфа — стали культовыми, прежде всего у детей и подростков.

Поначалу Кинг прославился как мастер психологических ужастиков

Сам Кинг с огромным удовольствием ходил на подобные «трэшовые» фильмы — и позднее не раз использовал образы из них в своих книгах. Но при этом Кинг получил академическое профильное образование и хотел писать то, что актуально для читателя. В его первых романах — тех, что были написаны до «Кэрри», ставшей его официальным дебютом, — это отчётливо видно. И в «Ярости», и в «Дорожных работах», и даже в «Блейзе» ключевую роль играют социальные проблемы; это не просто развлекательные триллеры с обилием шокирующих сцен.

Молодой автор пытался как следует встряхнуть своего читателя — но и обращал его внимание на те аспекты повседневной жизни, которые его коллеги привыкли замалчивать. Фантастическое Кинг использовал как метафору и одновременно для создания «спецэффектов» (того, что в кинематографе называется «аттракционом»).

Лавкрафт и его единомышленники говорили о страхе перед непознанными тайнами Вселенной, об ужасе, который охватывает человека при мысли, что Бога нет, а Вселенная безгранична и существует миллиарды лет. Кинг, напротив, раз за разом показывал, что самое ужасное скрывается не в далёком космосе и не в недрах Земли, а в глубине каждого из нас. Он не был абсолютным противником того общества, в котором жил, однако очень чутко улавливал все его негативные черты — и демонстрировал их с жестокостью настоящего врача. Впервые за многие годы он вернул жанру ужасов актуальность и злободневность.

Социальные триллеры Стивен публиковал под
псевдонимом Ричард Бахман

По сути, романы Кинга очень быстро вышли за рамки обычной жанровой литературы. Их читали буквально все — да ведь и героями Кинга были обычные люди, чаще всего обитатели американской глубинки.

Разумеется, в адрес его книг высказывают немало претензий. Одни обвиняют Кинга в том, что его сюжеты затянуты, другие — в склонности к избыточному натурализму. Вместе с тем даже самые яростные его противники вынуждены признать, что он искусно владеет пером, умеет интриговать читателя и блестяще выписывает характеры.

Но даже в те годы, когда Кинг уже вырвался за рамки твёрдого «жанра» и стал сам себе жанром, он всё равно существовал в пределах некой издательской «ниши». А она диктовала свои ограничения, устанавливала правила. Именно поэтому свои ранние — остросоциальные — романы Кинг стал публиковать под псевдонимом Ричард Бахман.

Что до истории о стрелке Роланде, то она вообще не вписывалась ни в одну из существующих категорий. Известный, востребованный писатель, Стивен Кинг вынужден был ждать годы, пока она выйдет книгой — да и то ограниченным тиражом! Сам он, впрочем, полагал, что постоянные читатели не готовы принять «Стрелка». К тому же это была только первая часть долгого цикла — и никто не знал, когда он будет дописан…

«Стрелок» похож на спагетти-вестерн.

Башня: первый ярус

«Стрелок» с первых же страниц подкупает особой атмосферой. Кинг, по его собственным словам, вдохновлялся вестернами Серджио Леоне, в частности фильмом «Хороший, плохой, злой» (1966), — да и главного героя, стрелка Роланда, представлял в виде этакого Клинта Иствуда. Однако следующие книги цикла постепенно (и во многом неожиданно для самого автора) переросли формат обычного вестерна в фэнтезийных и постапокалиптических декорациях.

. а главный герой — почти вылитый Человек-без-имени (Клинт Иствуд) из фильмов Серджо Леоне

Произошло нечто непредвиденное и в то же время закономерное: книга начала «писать себя сама». Разумеется, речь не о буквальном, мистическом «самонаписании». Просто те исходные коллизии и конфликты, которые Кинг заложил в основу первого тома, в конце концов направили писателя по нужному пути. Сам он признавался, что весьма туманно представлял себе дальнейшее развитие событий и поэтому вынужден был делать большие перерывы между томами. Однако в результате Кингу удалось создать цельное и непротиворечивое полотно. Правда, для этого в 2003 году он внёс ряд дополнений в первый том — мало что меняющих по существу, но уточняющих и корректирующих некоторые детали.

Осторожно, спойлеры!

Ниже будут встречаться спойлеры для не читавших книги.

В течение всей первой книги Роланд преследует безымянного человека в чёрном. Для этого стрелку необходимо миновать городок на самом краю фронтира, затем пересечь пустыню и перевалить через горы. Но главные препятствия на его пути отнюдь не географического свойства. Раз за разом стрелок жертвует теми, кто ему хоть сколько-нибудь дорог. Причём делает это осознанно — что в городке Талл, где он вынужден пристрелить барменшу Элли, что позднее, когда он заранее знает о смерти мальчика Джейка.

Стивен Кинг с самого начала обозначает вектор, по которому будет развиваться характер Роланда. Он подчёркивает, что стрелок — «последний крестоносец», последний носитель высших идеалов. Но вместе с тем мы видим, что сами по себе, без добра и милосердия, эти идеалы (как, впрочем, любые идеалы во все времена) стоят немного. Именно они превращают стрелка в бессердечного, жестокого мерзавца.

Показательно, что впервые имя стрелка мы узнаём после того, как Элли произносит волшебное слово и узнаёт у воскрешённого наркомана, что он видел «по ту сторону». Она кричит стрелку: «Убей меня, Роланд, стреляй!» И он стреляет.

Ближе к концу первого тома мы узнаём об истинной цели тех поисков, которые предстоят стрелку. Он должен найти Тёмную башню — прийти к точке, в которой сходятся все миры, все вселенные.

К лестнице, может быть, к самому Богу.

Стрелок ищет её, поскольку «мир сдвинулся» и вселенной грозит катастрофа. Однако очень скоро становится ясно: сам Роланд не имеет ни малейшего понятия, где находится Башня, что она такое и как он, оказавшись у её подножия, спасёт мир.

Иными словами, перед нами вполне традиционная сюжетная формула, так называемый «квест», что с английского на русский точнее всего переводится как «поиск, путешествие к некой цели». Такого рода истории бытуют в устной и письменной традиции довольно давно — вспомним хотя бы сказочные путешествия за тридевять земель для спасения похищенных девиц или же поиски Святого Грааля, играющие ключевую роль в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Да и «Хоббит» с «Властелином колец», по сути, выстроены по той же формуле. И роль этой формулы — как и роль всего сюжета о пути героя — обновление морально-этических ценностей в данном конкретном социуме, их актуализация.

Башня: на бастионах

Нынешний автор-беллетрист выполняет ту же функцию, какую в прежние времена выполнял эпический сказитель. В этом смысле «Властелин колец» и «Тёмная башня» — современный аналог «Илиады», «Одиссеи», богатырского эпоса. Толкин и Кинг — каждый по-своему, сообразно культурной среде, в которой выросли, — проговаривают очевидные, но важные истины. Оба при этом обращаются к культурному наследию прежних веков и активно используют узнаваемые образы, схемы, коллизии — по-своему переиначивая их сообразно запросам времени.

Так, Толкин пишет о мире, в который изначально была привнесена скверна, искажение исходного божественного смысла, однако всё равно изображает его привлекательным для читателя, подёрнутым этакой романтической дымкой. В Средиземье по-прежнему есть уголки, в которые не проникло зло, насаждаемое Сауроном и его приспешниками.

Но борьба с этим злом разворачивается не только в далёких странах — в конце концов война приходит и к родному дому главных героев, в тихий, пасторальный Шир. И хотя Толкин не раз подчёркивал, что не писал роман-аллегорию, параллели с недавними, всего-то десятилетней давности событиями Второй мировой войны его читателям были вполне очевидны.

Если Толкин изображает мир, не лишённый недостатков, но всё же способный стать для читателя уютным и комфортным, то Кинг идёт по другому пути. Для его читателя вероятность ядерной войны — вполне реальная угроза, а не далёкая и несбыточная. А главное — бороться с этой угрозой простому человеку невозможно.

Вот одна из причин, по которым вселенная «Тёмной башни» искажена на всех уровнях. Срединный (идеальный) мир пришёл в запустение, «сдвинулся». Ключевой земной мир (наша или, точнее, почти наша реальность) тоже выглядит отнюдь не пасторалью. Стрелок Роланд выступает в роли хранителя прежних традиций, однако даже его фамилия — Дискейн, то есть «разорванный, раскованный» — говорит о том, что сам он тоже не лишён изъяна, червоточины.

Мир стрелка тесно связан с нашим

У Толкина очень важна конечная цель поиска: слабые мира сего должны совершить то, что не под силу сильнейшим, — и уничтожить зло. Кинг же с самого начала даёт понять, что в его истории важен сам квест. Точнее, то, каким образом он происходит, какой ценой Роланд достигнет Тёмной башни.

В первой книге Роланд жертвует мальчиком по имени Джейк, чтобы догнать человека в чёрном и получить ответы на свои вопросы. Но уже в следующем томе стрелок — прежде якобы самодостаточный и неуязвимый — вынужден искать себе новых спутников. И спутники эти оказываются каждый со своими недостатками: один из них наркоман, другая — безногий инвалид с раздвоением личности. Роланд вынужден тратить своё драгоценное время на тех, до кого ему и дела нет, вмешиваться в их судьбы, отвлекаться…

Насколько все эти люди важны для его поисков, Роланд поймёт не сразу — как и то, насколько они важны для него самого. Так, постепенно, Кинг подводит читателя к пониманию: чтобы дойти до Башни, необходимо свернуть с пути, а возможно — вовсе отказаться от своей цели.

Если Толкин в основном использовал в своём эпосе элементы христианской и скандинавской мифологии, а также легенд артуровского цикла, то Кинг этим не ограничивается. В его книгах есть отсылки к самым разным сюжетам и историям, вплоть до самого «Властелина колец»; более того, повествование «вписано» в историю нашего реального мира, события из «здесь и сейчас» оказывают влияние на сюжет эпопеи.

Например, в последних томах цикла в качестве одного из персонажей появляется сам Стивен Кинг, а автокатастрофа, в которую он действительно попал летом 1999 года, становится одним из ключевых событий. И в этом нет ни позёрства, ни самолюбования — скорее Кинг пытается отобразить собственное ощущение того, насколько важна в его творчестве и в его жизни история о Тёмной башне.

Авария чуть не сделала Кинга инвалидом. Позже писатель купил сбивший его автомобиль и с наслаждением разбил его кувалдой

Отсылки к событиям цикла со временем всё чаще появлялись в других произведениях Кинга. В конечном счёте с циклом оказались увязаны почти все его романы и повести — напрямую или опосредованно. Это не только дань постоянному читателю, но и ещё одно подтверждение того, что вселенная Башни включает все существующие миры.

Башня: на вершине

Подобно Толкину, Кинг старается сделать повествование самодостаточным, но подходит к этому иначе. Толкин создаёт вторичный мир, который явным образом не связан с Землёй, и в его историю вписывает знакомые нам сюжеты — от библейского грехопадения до гибели Атлантиды.

Кинг же изначально подчёркивает, что его вселенная связана с нашей, однако выстраивает повествование таким образом, чтобы читатель не испытывал дискомфорта от незнания тех или иных реалий. При этом уже в первом томе цикла появляются многочисленные отсылки к ветхозаветным мотивам, легендам артуровского цикла, явлениям массовой культуры и так далее.

При создании некоторых сцен своей эпопеи Кинг опирался на эпизоды и образы из «Властелина колец»

Да и сами события первого тома — это по-своему перелицованные сюжетные элементы… «Властелина колец». Скажем, одна из ключевых глав у Толкина посвящена переходу героев через Морийский мост, где Гэндальф в конце концов вынужден пожертвовать собой. Вместе с чудовищным порождением зла, балрогом, он падает в бездну и кричит напоследок своим спутникам: «Бегите, глупцы!»

У Кинга стрелок с Джейком тоже пробираются через тоннели под горой и тоже пересекают мост над бездной. Но падение Джейка — не его решение, а сознательный выбор стрелка. На прощание падающий мальчик говорит: «Тогда идите. Есть и другие миры, кроме этого». Как и Гэндальф, Джейк ещё вернётся; оба присоединяются к своим прежним спутникам.

Безусловно, оба писателя — и Кинг, и Толкин — использовали (скорее всего, неосознанно) расхожий сюжет о нисхождении героя в подземный мир, в мир мёртвых, и возвращении его обновлённым. Однако очевидно, что Кинг при этом в равной степени обращается и к сюжету «Властелина колец», переиначивая его для своих целей.

Подобных параллелей можно найти много. Скажем, один из важнейших эпизодов истории о Кольце всевластья — игра в загадки между Бильбо и Голлумом. Точно так же Роланд и его спутники играют в загадки (и ставка здесь — тоже смерть!) с искусственным разумом, который управляет скоростным монорельсовым поездом.

Человек в чёрном — далеко не тёмный властелин

Однако ключевое различие между эпосами Толкина и Кинга — их идея. История о Кольце всевластья — это история сознательного самопожертвования во имя других. Она, безусловно, в первую очередь отсылает нас к Новому завету. А история стрелка и его спутников, образующих своеобразную компанию, ка-тет, — это история вечного поиска. История о том, стоит ли жертвовать другими ради достижения высшей цели (даже если эти другие сами прекрасно осознают возможность этой жертвы и формально согласны с такими правилами игры). Не зря человек в чёрном уже в первом томе сравнивает Роланда с Авраамом, а Джейка — с Исааком.

И не зря история Роланда в финале оказывается закольцованной — вот почему сам Стивен Кинг настаивает на определении «Тёмной башни» как цикла. До тех пор, пока Роланд не придёт к осознанию и принятию идеи самопожертвования, время будет замкнуто в кольцо, и ему придётся раз за разом совершать всё тот же бесконечный квест. Снова и снова идти к Тёмной башне и смотреть, как умирают близкие ему люди…

Два ключевых фантастических эпоса прошлого века одновременно и схожи, и противоположны друг другу. Оба они, по сути, говорят об одном и том же — но доказывают «теорему» разными литературными средствами. Фродо у Толкина в последний момент поддаётся искушению Кольцом, но благодаря тому, что некогда он проявил милосердие и пощадил прежнего владельца Кольца, Голлума, тот — пусть и нечаянно — завершает миссию оплошавшего героя.

Роланд добирается до своей цели и входит в Башню, но вскоре обнаруживает, что тем самым всего лишь делает очередной шаг в бесконечном циклическом движении. Он снова оказывается в той точке, с которой началось повествование: в пустыне, преследуя человека в чёрном.

Казалось бы, такой финал полностью перечёркивает все жертвы и все страдания, которые пришлось заплатить за возможность войти в Башню. Но кое-что изменилось: теперь на боку у Роланда висит могучий артефакт, Рог Эльда, который в прошлой версии истории он потерял, — и это даёт надежду, что цикл разомкнётся и вместо бесконечных (и бессмысленных?) повторений история потечёт уже по другому руслу.

Потому что, в конце концов, чтобы разомкнуть кольцо времени, кто-то должен сознательно принести себя в жертву во имя других, подобно Иисусу…

Едва ли голливудская экранизация «Тёмной башни» сохранит глубокомысленность и метафоричность оригинала. Но даже если так, фильм Николая Арселя наверняка подтолкнёт немало людей к тому, чтобы просто взять в руки книги Стивена Кинга. И пускай эти люди делают собственные выводы…

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Темная материя: загадочное вещество вселенной

Для того чтобы знать, что нечто существует, видеть его необязательно. Так когда-то по гравитационному влиянию на движение Урана были открыты Нептун и Плутон, а сегодня ведется поиск гипотетической Планеты Икс на дальних окраинах Солнечной системы. Но как быть, если такое влияние мы обнаруживаем повсюду во Вселенной? Взять хотя бы галактики. Казалось бы, если галактический диск вращается, то скорость звезд должна уменьшаться с ростом орбиты. Именно так, например, обстоит дело с планетами Солнечной системы: Земля несется вокруг Солнца на 29,8 км/с, а Плутон — на 4,7 км/с. Однако уже в 1930-х наблюдения за туманностью Андромеды показали, что скорость вращения ее звезд остается почти постоянной, как бы далеко на периферии они ни находились. Такая ситуация типична для галактик, и в числе других причин она привела к появлению концепции темной материи.

Карнавал проблем

Считается, что напрямую мы ее не видим: это загадочное вещество практически не взаимодействует с обычными частицами, в том числе не испускает и не поглощает фотоны, — но можем заметить по гравитационному влиянию на другие тела. Наблюдения за движениями звезд и облаков газа позволяют составлять детальные карты гало темной материи, окружающей диск Млечного Пути, говорить о важной роли, которую она играет в эволюции галактик, скоплений и всей крупномасштабной структуры Вселенной. Однако дальше начинаются трудности. Чем является эта таинственная темная материя? Из чего состоит и какими свойствами обладают ее частицы?

Главными кандидатами на эту роль уже многие годы остаются вимпы — гипотетические частицы, неспособные участвовать ни в каких взаимодействиях, кроме гравитационного. Обнаружить их пытаются как косвенно, по продуктам редких взаимодействий с обычной материей, так и напрямую, с помощью мощнейших инструментов, включая Большой адронный коллайдер. Увы, в обоих случаях результатов нет.

«Вариант, при котором БАК найдет только бозон Хиггса и ничего больше, недаром назвали «кошмарным сценарием», — говорит профессор Франкфуртского университета Сабина Хоссенфельдер. — То, что признаков новой физики не обнаружилось, служит мне однозначным сигналом: что-то тут неправильно». Уловили этот сигнал и другие ученые. После опубликования отрицательных результатов поисков следов темной материи с помощью БАК и других инструментов интерес к альтернативным гипотезам о ее природе явно растет. И некоторые из этих решений выглядят даже экзотичнее бразильского карнавала.

Мириады дыр

Что, если вимпов не существует? Если темная материя — это вещество, которое мы не можем увидеть, но видим эффекты его гравитации, то, быть может, это просто черные дыры? Теоретически на самых ранних этапах эволюции Вселенной они могли образоваться в огромном количестве — не из погибших звезд-гигантов, а в результате коллапса сверхплотной и горячей материи, заполнявшей раскаленный космос. Одна беда: до сих пор не удалось найти ни одной первичной черной дыры, и достоверно неизвестно, существовали ли они когда-нибудь вообще. Впрочем, во Вселенной достаточно и других черных дыр, подходящих на эту роль.

Зонд Voyager 1 Наблюдения дальнего космического зонда Voyager 1 не обнаружили никаких следов хокинговского излучения, которое могло бы свидетельствовать о появлении первичных черных дыр микроскопического размера. Впрочем, это еще не исключает существования более крупных подобных объектов.

Начиная с 2020 года интерферометр LIGO зарегистрировал уже 11 гравитационных волн, и 10 из них были вызваны слияниями пар черных дыр массами в десятки масс Солнца. Само по себе это крайне неожиданно, ведь подобные объекты образуются в результате взрывов сверхновых, и погибшая звезда теряет при этом большую часть своей массы. Получается, что предшественниками слившихся дыр были звезды действительно циклопических размеров, какие уже давно не должны рождаться во Вселенной. Другую проблему создает образование ими двойных систем. Взрыв сверхновой — событие настолько мощное, что любой близкий объект будет выброшен далеко прочь. Иными словами, LIGO зарегистрировал гравитационные волны от объектов, появление которых остается загадкой.

В конце 2020 года к таким объектам обратились астрофизик Гринвичского научно-технологического института Николай Горькавый и нобелевский лауреат Джон Мазер. Их расчеты показали, что черные дыры массами в десятки масс Солнца вполне могли бы сложить галактическое гало, которое останется практически невидимым для наблюдений и при этом создаст все характерные аномалии в строении и движении галактик. Казалось бы, откуда на далекой периферии галактики взяться нужному количеству таких больших черных дыр? Ведь подавляющее большинство массивных звезд рождается и гибнет ближе к центру. Ответ Горькавый и Мазер дают почти невероятный: эти черные дыры не «взялись», они в определенном смысле существовали всегда, с самого начала Вселенной. Это остатки предыдущего цикла в бесконечной череде расширений и сжатий мира.

Скорости движения звезд в центре и на периферии галактики
Сплошной линией показана реальная орбитальная скорость звезд и газа, вращающихся вокруг центра галактики; пунктирной — ожидаемая при отсутствии влияния темной материи.

Реликты перерождений

Вообще, Большой отскок — модель в космологии не новая, хотя и недоказанная, существующая наравне со множеством других гипотез эволюции космоса. Возможно, что в жизни мироздания периоды расширения действительно сменяются сжатием, «Большим схлопыванием» — и новым отскоком-взрывом, рождением мира следующего поколения. Однако в новой модели этими циклами дирижируют черные дыры, выступая в роли и темной материи, и темной энергии — таинственной субстанции или силы, вызывающей ускоренное расширение нашей Вселенной.

Предполагается, что, поглощая вещество и сливаясь друг с другом, черные дыры могут накапливать все большую часть от общей массы Вселенной. Это должно приводить к замедлению ее расширения и затем к сжатию. С другой стороны, при слиянии черных дыр значительная часть их массы теряется с энергией гравитационных волн. Поэтому образующаяся в результате дыра будет легче суммы своих бывших слагаемых (например, первая зарегистрированная LIGO гравитационная волна родилась при слиянии черных дыр массами 36 и 29 солнечных с образованием дыры массой «всего лишь» 62 солнечных). Так может терять массу и Вселенная, сжимаясь и заполняясь все более крупными черными дырами, включая одну самую большую — центральную.

Масса черных дыр и нейтронных звезд LIGO

Наконец, после долгой череды слияний черных дыр, когда значительная часть массы Вселенной «утечет» в виде гравитационных волн, она начнет разлетаться во все стороны. Со стороны это будет похоже на взрыв — Большой взрыв. В отличие от классической картины Большого отскока, полного уничтожения предыдущего мира в такой модели не происходит, а новая Вселенная напрямую наследует некоторые объекты у материнской. Прежде всего это все те же черные дыры, готовые снова сыграть в ней обе главные роли — и темной материи, и темной энергии.

Николай Горькавый, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, директор Гринвичского научно-технологического института (GIST): «Вселенная полна черных дыр, при слиянии сбрасывающих массу в гравитационные волны. Их множественные слияния и быстрое уменьшение массы в момент сжатия Вселенной легко объясняют сильную «антигравитацию» Большого взрыва. А долговременный рост с поглощением гравитационных волн и их обратным превращением в массу объясняет относительно слабую «гипергравитацию» и ускоренное расширение современной Вселенной. Такая модель базируется только на общей теории относительности, свободна от введения любых «темных сущностей» и предсказывает весь спектр черных дыр, от звездных масс до сверхмассивных. Проверить ее помогут новые наблюдения LIGO».

Великая праматерь

Итак, в этой необычной картине темной материей оказываются крупные черные дыры, передающиеся по наследству от Вселенной к Вселенной. Но нельзя забывать и о «центральной» черной дыре, которая должна формироваться в каждом таком мире накануне его гибели и сохраняться в следующем. Расчеты астрофизиков показали, что ее масса в нашем сегодняшнем космосе может достигать невероятных 6 х 10 51 кг, 1/20 от массы всей барионной материи, — и непрерывно увеличиваться. Ее рост может приводить ко все более быстрому растяжению пространства-времени и проявляться как ускоряющееся расширение Вселенной.

Конечно, присутствие такой циклопической массы должно приводить к появлению заметных неоднородностей в крупномасштабной структуре Вселенной. Кандидат на такую неоднородность уже имеется — астрономическая Ось зла. Это сравнительно слабые, но весьма тревожные признаки анизотропии Вселенной — структурированности, которая проявляется в ней на самых больших масштабах и никак не согласуется с классическими взглядами на Большой взрыв и все, происходившее после него.

Тёмная энергия

Файл:Cosmological composition.jpg

Космология
Изучаемые объекты и процессы
  • Вселенная
    • Наблюдаемая Вселенная
    • Возраст Вселенной
  • Крупномасштабная структура космоса
    • Формирование структуры
  • Реликтовое излучение
  • Тёмная энергия
  • Скрытая масса
Наблюдаемые процессы
  • Космологическое красное смещение
  • Расширение Вселенной
  • Формирование галактик
  • Закон Хаббла
  • Нуклеосинтез
Теоретические изыскания
  • Космологические модели
    • Космическая инфляция
    • Большой взрыв
      • Хронология Большого взрыва
    • Вселенная Фридмана
      • Сопутствующее расстояние
    • Модель Лямбда-CDM‎
  • Космологический принцип
  • Космологическое уравнение состояния
  • Критическая плотность
  • Форма Вселенной
  • Хронология космологии
Родственные темы
  • Астрофизика
  • Общая теория относительности
  • Физика элементарных частиц
  • Квантовая гравитация
  • Эволюция
  • Синергетика

Тёмная эне́ргия — в космологии гипотетическая форма энергии, имеющая отрицательное давление и равномерно заполняющая всё пространство Вселенной. Согласно общей теории относительности, гравитация зависит не только от массы, но и от давления, причём отрицательное давление должно порождать отталкивание, антигравитацию. Согласно последним данным, обнаружившим ускоренное расширение Вселенной, такая сила действительно действует в космологических масштабах. Темная энергия также должна составлять значительную часть т.н. скрытой массы Вселенной.

Существует два варианта объяснения сущности темной энергии:

  • темная энергия есть космологическая константа — неизменная энергетическая плотность, равномерно заполняющая пространство;
  • темная энергия есть некая квинтэссенция — динамическое поле, энергетическая плотность которого может меняться в пространстве и времени.

Введение космологической константы в стандартную космологическую модель (т.н. метрика Фридмана-Лемэтра-Робертсона-Уокера, FLRW), привело к появлению современной модели космологии, известной как лямбда-CDM модель (Lambda-Cold Dark Matter model). Эта модель хорошо соответствует имеющимся космологическим наблюдениям.

Открытие тёмной энергии Править

На основании проведённых в конце 1990-х годов наблюдений сверхновых звёзд типа Ia был сделан вывод, что расширение Вселенной ускоряется со временем. Затем эти наблюдения были подкреплены другими источниками: измерениями реликтового излучения, гравитационного линзирования, нуклеосинтеза Большого Взрыва, постоянной Хаббла. Все полученные данные хорошо вписываются в лямбда-CDM модель.

Сверхновые звёзды и ускоряющаяся Вселенная Править

Расстояния до других галактик определяются измерением их красного смещения. По закону Хаббла, величина красного смещения света удаленных галактик прямо пропорциональна относительной скорости этих галактик. Соотношение между расстоянием и величиной красного смещения называется параметром Хаббла (или, не совсем точно, постоянной Хаббла).

Однако, само значение параметра Хаббла требуется сначала каким-то способом установить, а для этого нужно измерить значения красного смещения для галактик, расстояния до которых уже вычислены другими методами. Для этого в астрономии применяются «стандартные свечи», то есть объекты, светимость которых известна. Лучшим типом «стандартной свечи» для космологических наблюдений являются сверхновые звезды типа Ia. Они обладают очень высокой яркостью и вспыхивают только тогда, когда масса старой звезды типа «белый карлик» достигает предела Чандрасекара, значение которого известно с высокой точностью. Следовательно, все вспыхивающие сверхновые типа Ia, находящиеся на одинаковом расстоянии, должны иметь одинаковую наблюдаемую яркость. Сравнивая наблюдаемую яркость сверхновых в разных галактиках, можно определить расстояния до этих галактик.

В конце 1990-х годов было обнаружено, что в удалённых галактиках, расстояние до которых было определено по закону Хаббла, сверхновые типа Ia имеют яркость ниже той, которая им полагается. Иными словами, расстояние до этих галактик, вычисленное по методу «стандартных свеч» (сверхновых Ia), оказывается больше расстояния, вычисленного на основании ранее установленного значения параметра Хаббла.

Предположим, что есть удалённый объект, расстояние которого от нас, определённое по методу «стандартных свеч», равно DC. Свет, дошедший до нас от объекта, прошёл расстояние DC=D1 + D2, где D1 — первая часть пути, D2 — вторая часть пути. Красное смещение на первой части пути составило R1=H1D1 (где Н1 — значение параметра Хаббла на этом промежутке пути), на второй части пути R2=H2D2 (где H2 — нынешнее значение параметра Хаббла). Если предположить, что H1=H2 (т.е. параметр Хаббла постоянен), то расстояние, определенное по закону Хаббла, DH=R1/H2 + R2/H2, должно быть равно DС. Однако, как уже сказано, для удаленных галактик (и их сверхновых типа Ia) оказалось, что DH Тёмная энергия и скрытая масса Править

Гипотеза о существовании темной энергии (чем бы она ни являлась), решает и так называемую «проблему невидимой массы». Теория нуклеосинтеза Большого Взрыва объясняет формирование в молодой Вселенной лёгких химических элементов, таких как гелий, дейтерий и литий. Теория крупномасштабной структуры Вселенной объясняет формирование структуры Вселенной: образование звёзд, квазаров, галактик и галактических скоплений. Обе эти теории предполагают, что плотность барионной материи и тёмной материи составляет около 30% от критической плотности, требуемой для образования «закрытой» Вселенной, то есть плотности, необходимой, чтобы форма Вселенной была плоской. Измерения реликтового излучения Вселенной, недавно проведенные спутником WMAP, показывают, что форма Вселенной действительно очень близка к плоской. Следовательно, некая ранее неизвестная форма невидимой энергии должна давать отсутствующие 70% плотности Вселенной.

Природа тёмной энергии Править

Сущность тёмной энергии является предметом споров. Известно, что она очень равномерно распределена, имеет низкую плотность, и не взаимодействует сколько-нибудь заметно посредством известных фундаментальных типов взаимодействия — за исключением гравитации. Поскольку гипотетическая плотность тёмной энергии не слишком велика — порядка 10 −29 граммов на кубический сантиметр — её вряд ли удастся обнаружить лабораторным экспериментом (хотя уже были заявления о таком обнаружении). Тёмная энергия может оказывать такое глубокое влияние на Вселенную (составляя 70% процентов всей энергии) только потому, что она однородно наполняет пустое (в иных отношениях) пространство. Существуют две главные модели, объясняющие природу тёмной энергии: «космологическая константа» и «квинтэссенция».

Космологическая постоянная Править

Самое простое объяснение заключается в том, что тёмная энергия — это просто «стоимость существования пространства»: то есть, любой объём пространства имеет некую фундаментальную, неотъемлемо присущую ему энергию. Это и есть космологическая константа, иногда называемая (по имени греческой буквы Λ, используемой для её обозначения в уравнениях ОТО) «лямбда-член» (отсюда и «лямбда-CDM модель»). Поскольку энергия и масса связаны соотношением E = mc 2 , Эйнштейновская общая теория относительности предсказывает, что тёмная энергия должна оказывать гравитационное действие. Её ещё иногда называют энергией вакуума, поскольку она является энергетической плотностью чистого вакуума. Многие физические теории элементарных частиц предсказывают существование вакуумных флуктуаций, то есть наделяют вакуум именно таким видом энергии. Значение космологической константы оценивается в порядке 10 −29 г/см 3 , или около 10 −123 в Планковских единицах.

Космологическая константа имеет отрицательное давление, равное её энергетической плотности, и поэтому вызывает ускорение расширения Вселенной. Причины, по которым космологическая константа имеет отрицательное давление, вытекают из классической термодинамики. Работа, выполняемая изменением объема dV, равняется −p dV, где p — давление. Однако, количество энергии, заключённое в «коробке с вакуумом», увеличивается с увеличением объёма «коробки» (dV положительно), так как энергия равняется ρV, где ρ — энергетическая плотность космологической константы. Следовательно, p отрицательно и, фактически, p = −ρ.

Важнейшая нерешённая проблема современной физики состоит в том, что большинство квантовых теорий поля, основываясь на энергии квантового вакуума, предсказывают громадное значение космологической константы — примерно на 123 порядка превосходящее допустимое по космологическим представлениям. Это значение, следовательно, должно быть скомпенсировано неким действием, почти равным (но не точно равным) по модулю, но имеющим противоположный знак. Некоторые теории суперсимметрии (SATHISH) требуют, чтобы космологическая константа в точности равнялась нулю, что также не способствует разрешению проблемы. Такова сущность «проблемы космологической константы», труднейшей проблемы «тонкой настройки» в современной физике: не найдено ни одного способа вывести из физики элементарных частиц чрезвычайно малое значение космологической константы, определённое в космологии. Некоторые физики, включая Стивена Вейнберга, считают т.н. «антропный принцип» наилучшим объяснением наблюдаемого тонкого баланса энергии квантового вакуума.

Несмотря на эти проблемы, космологическая константа — это во многих отношениях самое экономное решение проблемы ускоряющейся Вселенной. Единственное числовое значение объясняет множество наблюдений. Поэтому нынешняя общепринятая космологическая модель (лямбда-CDM модель) включает в себя космологическую константу как существенный элемент.

Квинтэссенция Править

Альтернативный подход исходит из предположения, что тёмная энергия — это своего рода частицеподобные возбуждения некоего динамического скалярного поля, называемого квинтэссенцией. Отличие от космологической константы в том, что плотность квинтэссенции может варьироваться в пространстве и времени. Чтобы квинтэссенция не могла «собираться» и формировать крупномасштабные структуры по примеру обычной материи (звезды и т.п.), она должна быть очень легкой, то есть иметь большую комптоновскую длину волны.

Никаких свидетельств существования квинтэссенции пока не обнаружено, но исключить такое существование нельзя. Гипотеза квинтэссенции предсказывает чуть более медленное ускорение Вселенной, в сравнении с гипотезой космологической константы. Некоторые ученые полагают, что наилучшим свидетельством в пользу квинтэссенции явились бы нарушения принципа эквивалентности Эйнштейна и вариации фундаментальных констант в пространстве или времени. Существование скалярных полей предсказывается стандартной моделью и теорией струн, но при этом возникает проблема, аналогичная варианту с космологической константой: теория ренормализации предсказывает, что скалярные поля должны приобретать значительную массу.

Проблема космического совпадения ставит вопрос, почему ускорение Вселенной началось именно в определенный момент времени. Если бы ускорение во Вселенной началось раньше этого момента, звезды и галактики просто не успели бы сформироваться, и у жизни не было бы никаких шансов на возникновение, по крайней мере, в известной нам форме. Сторонники «антропного принципа» считают этот факт наилучшим аргументом в пользу своих построений. Впрочем, многие модели квинтэссенции предусматривают так называемое «следящее поведение», которое решает эту проблему. В этих моделях поле квинтэссенции имеет плотность, которая подстраивается к плотности излучения (не достигая её) до того момента развития Большого Взрыва, когда складывается равновесие вещества и излучения. После этого момента квинтэссенция начинает вести себя как искомая «тёмная энергия» и в конце концов господствует во Вселенной. Такое развитие естественным образом устанавливает низкий энергетический уровень тёмной энергии.

Были предложены и другие возможные виды квинтэссенции: фантомная энергия, для которой энергетическая плотность квинтэссенции возрастает со временем; и так называемая «кинетическая квинтэссенция», имеющая форму нестандартной кинетической энергии. Они имеют необычные свойства: например, фантомная энергия может привести к Большому Разрыву Вселенной.

Последствия для судьбы Вселенной Править

По имеющимся оценкам, ускорение Вселенной началось приблизительно 5 миллиардов лет назад. Предполагается, что до этого расширение замедлялось благодаря гравитационному действию тёмной материи и барионной материи. Плотность тёмной материи в расширяющейся Вселенной уменьшается быстрее, чем плотность темной энергии. В конце концов, темная энергия начинает преобладать. Например, когда объем Вселенной удваивается, плотность темной материи уменьшается вдвое, а плотность темной энергии остается почти неизменной (или точно неизменной — в варианте с космологической константой).

Если ускорение Вселенной будет продолжаться бесконечно, то в результате галактики за пределами нашего Сверхскопления галактик рано или поздно выйдут за горизонт событий и станут для нас невидимыми, поскольку их относительная скорость превысит скорость света. Это не является нарушением специальной теории относительности. На самом деле невозможно даже определить «относительную скорость» в искривленном пространстве-времени. Относительная скорость имеет смысл и может быть определена только в плоском пространстве-времени, или на достаточно малом (стремящемся к нулю) участке искривленного пространства-времени. Любая форма коммуникации далее пределов горизонта событий становится невозможной, и всякий контакт между объектами теряется. Земля, Солнечная система, наша Галактика, и наше Сверхскопление продолжат существовать, в то время, как вся остальная Вселенная исчезнет вдали. Со временем наше Сверхскопление придет в состояние тепловой смерти, то есть осуществится сценарий, предполагавшийся для предыдущей, плоской модели Вселенной с преобладанием материи.

Существуют и более экзотические гипотезы о будущем Вселенной. Одна из них предполагает, что фантомная энергия приведёт к т.н. «расходящемуся» расширению. Это подразумевает, что расширяющая сила действия темной энергии продолжит неограниченно увеличиваться, пока не превзойдет все остальные силы во Вселенной. По этому сценарию, темная энергия со временем разорвет все гравитационно связанные структуры Вселенной, затем превзойдет силы электростатических и внутриядерных взаимодействий, разорвет атомы и уничтожит Вселенную в Большом Разрыве.

С другой стороны, темная энергия может со временем рассеяться или даже сменить отталкивающее действие на притягивающее. В этом случае гравитация возобладает и приведет Вселенную к Большому Хлопку. Некоторые сценарии предполагают «циклическую модель» Вселенной. Хотя все эти гипотезы пока не подтверждаются наблюдениями, они и не отвергаются полностью. Решающую роль в установлении конечной судьбы Вселенной (развивающейся по теории Большого Взрыва), должны сыграть точные измерения темпа ускорения.

Рейтинг казино по бонусам и размеру Джекпотов:
Добавить комментарий