Сфера азартных игр в нашей стране приобретает завершенный вид

Топ-4 честных онлайн казино за 2020 год:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место по всем критериям!

  • Рокс Казино
    Рокс Казино

    2 место! Моментальные выплаты!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Новое надежное казино с высокими бонусами!

  • ПинАп Казино
    ПинАп Казино

    Ретро-дизайн и низкие лимиты для ввода-вывода денег!

Казино в России. Ситуация с игорным бизнесом в 2020 году

Как обстоят дела в игорном бизнесе к началу 2020 года, что представляют собой игорные зоны сегодня и есть ли перспективы для открытия казино в России — обо всем этом поговорим в этой статье.

Игорный бизнес, так бурно развивающийся в России до 2009 года, претерпел значительную трансформацию. Прежде всего, она была вызвана изменениями в законодательстве в сфере организации казино и залов игровых автоматов. Проанализируем, чего сумела достигнуть отрасль к началу 2020 года, но для начала разберемся в самом понятии “игорный бизнес”.

Что такое игорный бизнес вообще

Игорным бизнесом в широком смысле называется деятельность по организации любых азартных игр. То есть основными элементами данного бизнеса являются ставки которые делаются игроками, риск потери ставки и шанс на выигрыш суммы, превышающей сумму ставки.

Как правило, все виды азартных игр делят на два основных типа: выигрыш в которых зависит от случая (игровые автоматы, кости и прочие), и выигрыш в которых зависит не только от случая, но и от навыков игроков (например, покер, тотализаторы).

Во всем мире существует бесчисленное множество видов азартных игр, бессмысленно перечислять их все. Практически все страны получают значительные доходы от данного вида бизнеса. Во многих странах азартные игры разрешены только на специально выделенной территории, как правило, эти территории процветают с точки зрения экономики. Лас-Вегас посещают порядка 40 миллионов туристов в год, в китайском игровом центре Макао количество туристов достигает 30 миллионов в год, что приносит огромные деньги в бюджет.

В странах, где азартные игры и Казино в частности запрещены на всей территории, этот вид бизнеса не исчезает, а как правило, становится криминальным. Например, в Японии запрещены все виды азартных игр, кроме ставок на спорт, лотерей и некоторых национальных видов игр.

Что такое игорный бизнес в России

Обратимся к первоисточнику. Налоговый кодекс РФ, статья 364, сообщает, что игорный бизнес — это предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Игорный бизнес существует в двух основных формах: в форме казино и в форме букмекерских контор или тотализаторов.

На всей территории РФ разрешены букмекерские конторы и тотализаторы. Действовать они должны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 27.11.2020) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Последние изменения (на декабрь 2020 года) в этот закон внесены и вступают в силу с 27.05.2020. указанным Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Лучшие онлайн казино на русском языке:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место по всем критериям!

  • Рокс Казино
    Рокс Казино

    2 место! Моментальные выплаты!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Новое надежное казино с высокими бонусами!

  • ПинАп Казино
    ПинАп Казино

    Ретро-дизайн и низкие лимиты для ввода-вывода денег!

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Обратите внимание, организация лотерей не относится к игорному бизнесу, их деятельность регулируется ФЗ «О лотереях» от 11.11.2003 N 138-ФЗ (с изменениями от 07.03.2020).

Классический игорный бизнес, под которым мы понимаем игровые автоматы и казино, разрешён только в специальных зонах.

Игорные зоны в России, где разрешены все виды азартных игр

Как указывалось выше, на территории России все виды азартных игр разрешены только в специализированных игорных зонах. Федеральный закон 244-ФЗ подробно разъясняет где и при каких условиях такие зоны могут быть размещены. Однако, в подробном рассмотрении всех необходимых условий размещения нет смысла, так как перечень зон жестко определен законодательно.

В настоящее время казино разрешены на территории игорных зон, которые созданы в следующих субъектов РФ: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область. Обратите внимание, что на территории одного субъекта РФ создаётся не более одной игорной зоны.

Ситуация в игровых зонах к началу 2020 года

Республика Крым. Игорная зона Республики Крым, по сообщению главы Республики Сергея Аксенова, начнет работать с осени 2020 года. Но к настоящему моменту место ее размещения еще четко не определено. Предлагались различные варианты и, существующий в настоящий момент, возможно, не является окончательным. Одной из самых больших проблем является секционный режим, установленный в отношении Республики Крым. Реализация такого проекта потребует не только огромных инвестиций, но и определенного опыта, технологий продвижения и управления таким комплексом. Всего этого у отечественных операторов явно недостаточно, а зарубежные инвесторы не могут легально войти на эту территорию.

Алтайский край. В настоящее время в Алтайском крае функционирует четырехуровневый игровой комплекс Altai Palace (комплекс Сибирская монета). В его состав входят казино, отель, ресторан, караоке-холл, SPA-комплекс и большая открытая зона для активного отдыха, а также летняя концертная площадка. Чаще всего комплекс посещают жители из различных регионов Сибири. Комплекс расположен в на расстоянии 288 километров от столицы Алтайского края, в городе Барнауле. На развитие этой игровой зоны за девять лет ее существования направлено более 1,7 миллиардов рублей инвестиций. За 2020 год в «Алтай Пэлас» побывало почти 60 тысяч человек. Препятствием развития «Сибирской монеты» служит почти полное отсутствие необходимой инфраструктуры и слабая заселённость региона. Налоговые поступления от этой игорной зоны за 2020 составили чуть более 31 миллиона рублей, что несоизмеримо с произведенными инвестициями.

Фото и видеоматериалы с официального сайта Altai Palace

Готовые идеи для вашего бизнеса

  • Краснодарский край . На территории Краснодарского края пока еще расположена игорная зона «Азов-Сити», в которой работает четыре казино. За девять лет существования их посетило свыше миллиона человек. Суммарные инвестиции в организацию «Азов-Сити» превысили 6 миллиардов рублей. Однако, Дмитрий Медведев распорядился ликвидировать игорную зону «Азов-Сити» на территории Краснодарского края с 31 декабря 2020 года. По оценкам экспертов, бюджет РФ потратит около 10 миллиардов рублей на компенсации инвесторам. Вместо «Азов-Сити» в регионе создают новую игорную зону, которая будет называться «Красная поляна», расположенную в районе города Сочи. Закрытие «Азов-Сити» связано с тем, что по закону на территории субъекта Федерации может работать только одна игровая зона. Пока в новой игровой зоне функционирует только одно казино — «Сочи Казино и Курорт» и один зал игровых автоматов. Общее количество посетителей этих заведений пока очень невелико.

Фото: «Роял Тайм Групп»

Фото: Алексей Овчинников

  • Приморский край. Запуск игровой зоны «Приморье», расположенной в Приморском крае, в бухте Муравьиной, состоялся в октябре 2020 года. Первым казино, которое заработало в этой игровой зоне стало «Хрустальный тигр», или на французский манер «Tigre de Cristal». В настоящее время это игорное заведение и отель остаются единственными работающими в приморской игорной зоне. Зона расположена в 50 километрах от Владивостока. На очереди планируются ещё два объекта, которые по плану должны принять туристов в 2020 году. За два года казино приняло более 850 тысяч посетителей, около 80% из которых являются жителями Китая. Инфраструктура «Приморья» еще не достроена и находится в процессе развития.

Фото: официальная группа казино Tigre De Cristal Вконтакте

  • Калининградская область. В Калининградской области расположена игровая зона «Янтарная». Планируемая сумма вложений в нее составит около 45 миллиардов рублей. Первый зал игровых автоматов MAGIC CRYSTAL на территории игорной зоны «Янтарная» начал работу в 2020 году. В настоящий момент на территории комплекса функционирует единственное казино «Sobranie», конференц-центр, зона для прогулок и отель. Расположена игровая зона в 35 километрах от Калининграда. Планы по развитию зоны очень большие, однако все упирается в отсутствие иностранных инвесторов, которые могли бы помочь правильно поставить бизнес-процессы.

Фото: официальная группа казино «Sobranie» Вконтакте

Онлайн-казино в России – легально или нет

По мнению экспертов, рынок онлайн-казино в России составляет порядка 1 миллиарда долларов в год, а во всем мире – более $45 миллиардов.

Запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр онлайн казино, содержится в пункте 3 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр…». Нарушение данных правовых норм предусматривает уголовную и административную ответственность. В настоящее время ФНС, Роскомнадзор или генеральная прокуратура уполномочены принимать решения о блокировании игорного сайта без получения судебного решения.

Правовое регулирование в сфере организации и проведения азартных игр: история и современность

Субанова Наталья Викторовна, заведующая отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

В статье приводится общая характеристика правового регулирования в сфере организации и проведения азартных игр. Перечислены пробелы правового регулирования в этой сфере.

Ключевые слова: азартные игры; лотерея; запрет; разрешение; ответственность.

Legal regulation in the sphere of organization of games and gambling: history and modernity

The article gives general charactersitics of legal regulation in the sphere of organization of games and gambling. The problems of legal regulation in this sphere are listed.

Key words: gambling; lottery; ban; permit; liability.

Примеры регулирования отношений по организации и проведению азартных игр, установления ответственности за нарушение предусмотренных в этой сфере запретов были в отечественном законодательстве на протяжении многих веков.

В главе 92 Стоглава (изданного в 1551 г. Сборника постановлений Церковно-земского собора) упоминался запрет участия в азартных играх и присутствия при них .

См.: Российское законодательство X — XX веков: В 9 т. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под ред. А.Д. Горского. М., 1985. С. 242.

Соборным уложением 1649 г. предусматривалась ответственность и «крепкое» наказание за игры в карты и зернь.

Изданным в период правления Екатерины II Уставом благочиния, или полицейским (1782 г.) устанавливалось «запрещение о газардной игре» (то есть основанной «единственно на случае»). Статьей 215 Устава запрещалось как участие в игре, получение от нее «единственного пропитания», так и организация игорного дома («буде кто дом свой откроет днем и ночью игрокам и ради запрещенной игры»), пособничество в такой игре («в той игре записывать, или щет держать, или замечать чем, или способствовать игре» и т.п.), воровство и мошенничество во всякой игре. Предусматривался запрет на организацию и проведение лотерей «без дозволения императорского величества» (ст. 21 б) . В качестве наказания применялись штрафы (пени), размер которых был дифференцирован в зависимости от характера деяния и определялся стоимостью содержания арестованного в смирительном доме. Так, участие в азартной игре влекло «пеню суточное содержание содержанного в смирительном доме»; за организацию игорного дома взыскивалось «шести суточное содержание содержанного в смирительном доме»; за участие в запрещенной игре в игорном доме — трехсуточное содержание. Судебная защита требований, следующих из запрещенной игры, не предполагалась («просьба не приемлется и иск уничтожается»). Статьи 258, 259 Устава устанавливали ответственность за проведение лотерей без надлежащего разрешения .

Устав благочиния, или полицейский // Российское законодательство X — XX веков. В 9 т. Т. 5. Законодательство в период расцвета абсолютизма / Под ред. Е.И. Индова. М., 1987. С. 368 — 369.
См.: Там же. С. 378 — 379.

В XIX веке организация азартных игр приобрела угрожающий размах. Известны слова А. Кони из выступления по делу об игорном доме штабс-ротмистра Колемина: «В последнее время всякий, кто следил за общественной жизнью в Петербурге, конечно, слышал или знает, что азартные игры развиваются очень сильно в низшем слое населения. Здесь проигрывается после хорошего дарового угощения заработок многих дней, и отсюда благодаря разным ловким мошенничествам неразвитой бедняк выпускается ограбленным и нередко со скамьею подсудимых в перспективе. Такие притоны, бесспорно, составляют большое зло, и допустить существование игорных домов между простым народом решительно невозможно по их растлевающему значению» . Вмешательство государства было направлено на запрет различных видов азартных игр.

Кони А.Ф. Избранные произведения. Государственное издательство юридической литературы. М., 1956. С. 440 — 441.

Ответственность за совершение общественно опасных деяний в сфере организации и проведения азартных игр детализировано отражалась в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, принятом в 1845 г. Глава III Раздела VIII «О нарушениях общественного спокойствия, порядка и ограждающих оных постановлений» включала отделение десятое, озаглавленное «О запрещенных играх, содержании мест для игры сего рода и недозволенных лотереях», и состоявшее из семи статей. Ответственность предусматривалась в том числе за участие в запрещенных играх (ст. 1274) и устройство игорного дома (ст. 1276). Лицо, в третий раз совершившее деяние, предусмотренное ст. 1276 Уложения («кто в своем доме или ином каком-либо месте устроит или дозволит устроить род заведения для запрещенных игр»), подвергалось, помимо штрафа, заключению в тюрьму на время от 6 месяцев до 1 года.

Впоследствии проступки в сфере организации и проведения азартных игр были включены в гл. 3 «О проступках против благочиния, порядка и спокойствия» Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. (которым предусматривалась ответственность за совершение маловажных преступлений и проступков). Так, ст. 46 Устава устанавливала ответственность за устройство запрещенных игр в карты, кости и т.п. (не в виде игорного дома). Виновные подвергались аресту не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше 100 руб. В соответствии со ст. 47 Устава за устройство без надлежащего разрешения публичной лотереи, а равно за недозволенную законом раздачу билетов иностранной лотереи или промессов виновные, сверх отобрания найденных билетов или промессов, подвергались: денежному взысканию не свыше 20% со всей суммы, вырученной за проданные билеты или промессы; а если сумма эта неизвестна — денежному взысканию не свыше 200 руб. Наказуемым было также допущение в трактирах, харчевнях, питейных и других подобных заведениях недозволенных игр (ст. 41 Устава) .

См.: Российское законодательство X — XX веков: В 9 т. Том 8. Судебная реформа / Отв. ред. Б.В. Виленский. М.: Юридическая литература, 1991. С. 400 — 401.

Исполнение приведенных требований контролировалось полицией. Уездные исправники отмечали в рапортах о том, что в уездах «в клубах, гостиницах, трактирах, пивных азартных игр в карты не производится и за недопущением таковых игр имеется наблюдение». Владельцы питейных заведений должны были давать подписку о том, что они обязуются «не допускать никаких азартных игр» .

Салтык Г.А. В борьбе за сохранение «благочиния, добронравия и правопорядка»: из истории провинциальной полиции. История государства и права. 2009. N 18. С. 20 — 22.

Свод Законов гражданских, действовавший вплоть до Октябрьской революции, не содержал специальных норм, направленных на регламентацию отношений, возникающих между сторонами при проведении игр и пари. Упоминание об играх было в двух статьях Свода (ст. ст. 2020, 2020), регулирующих отношения по поводу займа в связи с играми и пари. Согласно ст. 2020 суды признавали ничтожными заемы «по игре или для игры», совершенные с ведома заимодавца.

Проектом Гражданского уложения исключалась судебная защита требований, возникающих из игр. По мнению комментаторов того времени, для предоставления судебной защиты при договорах об играх и пари «необходимо еще, чтобы договор приводил к удовлетворению существенных потребностей не только тех лиц, которые вступают между собою в соглашение, а тем более не одного из них в ущерб другому, а потребностей общества или государства. Для этого необходимо, чтобы договор делал возможным достижение общеполезных целей, а не вызывался желанием удовлетворить личную прихоть, капризы» . Особенностью проекта Гражданского уложения должна была стать выделенная в нем, наряду с гл. «Игра и пари», гл. «Лотерея». В отличие от иных игр одной из сторон в договоре лотереи должен был выступать предприниматель, чтобы между ним и участниками возникали обязательственные отношения, подлежащие судебной защите. Необходимым условием для этого называлась выдача предпринимателю надлежащего разрешения на проведение лотереи. Вместе с тем, если розыгрыш не состоялся, участник мог потребовать уплаченные им деньги обратно, независимо от соблюдения установленного разрешительного порядка .

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари: В 5 т. Т. 2. М.: Статут, 2006.
См.: Молодых А.И. Правовое регулирование азартных игр в XIX веке в России // История государства и права. 2007. N 18.

С первых лет советской власти запрету организации азартных игр, противодействию их незаконному осуществлению уделялось серьезное внимание.

Декретом СНК РСФСР от 19 декабря 1918 г. запрещались устройство лотерей денежных и вещевых, розыгрыши денежных премий, продажа билетов иностранных лотерейных займов и частных промессов на лотереи (аналогичный запрет продажи всякого рода частных промессов на какие-либо лотереи предусматривался ранее ст. 1401 Свода законов гражданских). Лица, нарушившие указанный запрет, подвергались лишению свободы сроком до двух лет или денежному штрафу в размере по усмотрению суда. Полученные от продажи лотерейных билетов суммы конфисковывались.

Промесса (фр. Promesse — букв. обещание) — в том числе документ, по которому владелец лотерейного билета обязуется за определенную плату уступить другому лицу выигрыш, если он падет на этот лотерейный билет. Словарь иностранных слов / Отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. М.: Рус. Яз., Медиа, 2003. С. 542.

На местные органы исполнительной власти возлагалась организация мер борьбы с азартными играми .

См., напр.: п. 111 Положения об Уральской области, утв. Постановлением ВЦИК от 3 ноября 1923 г.; п. 41 Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР, утв. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 октября 1926 г.

Кодифицированное гражданское законодательство (Гражданский кодекс 1922 г. и Гражданский кодекс 1964 г.) советского периода упоминания об играх и пари не содержало.

Статьей 16 Закона СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» в сфере бытового обслуживания населения запрещалось содержание игорных заведений, организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях.

В соответствии со ст. 3 принятого 26 мая 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР» кооператив мог заниматься любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик. К числу видов деятельности, которыми кооперативы были не вправе заниматься, относились организация и содержание игорных заведений, а также организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях .

См.: приложение N 1 к Постановлению Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. N 1468 «О регулировании отдельных видов деятельности в соответствии с Законом о кооперации в СССР» (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 18 ноября 1989 г. N 1003).

Административная ответственность в рассматриваемой сфере предусматривалась ст. 164.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Наказуемым было как участие в азартных играх, так и их организация. Участие в азартных играх (в карты, рулетку, «наперсток» и др.) на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях влекло предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 руб. с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, или без таковой (ч. 1 ст. 164.1). Совершение тех же действий лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из приведенных нарушений, влекло наложение штрафа в размере от 50 до 300 руб. с конфискацией. За организацию азартных игр предусматривалось административное взыскание в виде штрафа в размере от 100 до 500 руб. с конфискацией.

Уголовный кодекс РСФСР содержал несколько статей, устанавливающих уголовную ответственность в связи с организацией азартных игр. Использовалась административная преюдиция. Так, организация азартных игр (в карты, рулетку, «наперсток» и др.) на деньги, вещи и иные ценности лицом, к которому в течение года применялись меры административного взыскания за такое же нарушение, наказывалась лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до десяти МРОТ с конфискацией имущества или без таковой (ч. 1 ст. 208.1 УК РСФСР). Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за аналогичное преступление, наказывались лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества (ч. 2 ст. 208.1 УК РСФСР). Уголовная ответственность предусматривалась также за вовлечение несовершеннолетних в занятие азартными играми (ст. 210 УК РСФСР); содержание игорных притонов (ст. 226 УК РСФСР).

Современный период развития законодательства в сфере организации и проведения азартных игр отмечен противоречивыми тенденциями.

С одной стороны, безусловно, положительно следует, на наш взгляд, расценить принятие специальных законов, нацеленных на определение правовой основы государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения азартных игр, и устанавливающих определенные ограничения осуществления этой деятельности для защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (ФЗ от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях», ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Так, ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться:

  • исключительно организаторами азартных игр при соблюдении установленных законодательством требований;
  • исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным законодательством требованиям;
  • без использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи (такая деятельность запрещена);
  • путем открытия игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) исключительно в игорных зонах в порядке, установленном этим Федеральным законом. При этом игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.

Согласно ст. 3 названного ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр проводится в том числе путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

С другой стороны, неясны основания отмены законодателем лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр, принципы разграничения введенных разрешительных режимов. Лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Лицензируемыми являются виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 2 ФЗ от 4 мая 2020 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ). В контексте сказанного не поддается логическому обоснованию позиция законодателя, исключившего из числа лицензируемых все виды деятельности по организации и проведению азартных игр, кроме такой деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах.

Вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (Российская газета. 2020. 6 мая).

Законодатель, как представляется, совершенно обоснованно (с учетом негативной характеристики состояния законности) идет по пути ужесточения порядка проведения азартных игр, усиления ответственности за совершаемые в этой сфере правонарушения.

Так, принят ФЗ от 22 апреля 2020 г. «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», направленный на повышение требований к организаторам азартных игр, в том числе к букмекерским конторам и тотализаторам.

В свете декриминализации Федеральным законом от 7 апреля 2020 г. N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деяний, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (путем внесения соответствующих изменений в ст. 171 УК), что существенно снизило эффективность противодействия незаконному игорному бизнесу, крайне важным было принятие ФЗ от 20 июля 2020 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим Федеральным законом была установлена уголовная и административная ответственность в рассматриваемой сфере.

Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 171.2 «Незаконные организация и проведение азартных игр». Согласно ч. 1 этой статьи уголовно наказуемой является организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере. Квалифицирующие обстоятельства следующие: совершение такого деяния с извлечением дохода в особо крупном размере; совершение деяния организованной группой.

Кодекс РФ об административных правонарушениях был дополнен ст. 14.1.1 «Незаконные организация и проведение азартных игр». Часть 1 этой статьи предусматривает административную ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи; ч. 2 — за организацию и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии. В соответствии с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП административному преследованию подлежит осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Санкция ч. ч. 1 и 2 указанной статьи предусматривает назначение административного наказания в виде штрафа с конфискацией игрового оборудования, санкция ч. 3 ст. 14.1.1 — в виде штрафа.

Вместе с тем ст. 14.1.1 КоАП по неясным причинам не закрепляет повышенную ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией (понятие грубого нарушения лицензионных требований и условий определено п. 5 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах ). Хотя такой вариант представляется логичным: подобным способом сконструировано большинство «лицензионных» составов (ч. ч. 3, 4 ст. 8.40; ч. 3 ст. 9.1; ч. 5 ст. 13.12; ч. 4 ст. 14.1; ч. 2 ст. 18.13; ч. 3 ст. 19.20; ч. 2 ст. 20.8 КоАП). В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет как наложение на субъектов предпринимательства административного штрафа, так и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Однако отсутствие аналогичной нормы в специальной по отношению к ней ст. 14.1.1 КоАП, как представляется, может препятствовать формированию единообразной практики правоприменения.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2007 г. N 451.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1.1 КоАП, отнесено к компетенции судей. Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях этой категории наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции) (по ч. ч. 1 и 2 ст. 14.1.1 КоАП) и должностные лица налоговых органов (по ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП). Вопросы вызывает ограничение в этой части полномочий лицензирующего органа: по общему правилу, определенному ч. 3 ст. 28.3 КоАП, должностные лица всех лицензирующих органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2, 3, 4 ст. 14.1 КоАП (т.е. в том числе за деятельность без лицензии). Однако, поскольку ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии предусмотрена специальной нормой (ч. 2 ст. 14.1.1), полномочиями по составлению протоколов об этих административных правонарушениях должностные лица лицензирующего органа (ФНС России) не наделены.

Федеральным законом от 27 июля 2020 г. N 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» более четко установлены рамки проведения стимулирующих лотерей, в том числе закреплен запрет на осуществление таких лотерей с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков; на включение в условия стимулирующей лотереи положений, позволяющих участникам совершать действия с использованием таких устройств; определены требования к лотерейному оборудованию, установлены его обязательная регистрация и необходимость подтверждения соответствия требованиям, предусмотренным техническим регламентом.

Вместе с тем изменения, внесенные в ст. 9 ФЗ от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях», запрещают проведение с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков в том числе в денежных и натуральных показателях, только стимулирующих лотерей, что не охватывает все виды лотерей, предусмотренные законом. До настоящего времени нет порядка проверки соблюдения требований к лотерейному оборудованию. Технический регламент на лотерейное оборудование Правительством РФ не принят.

Статьей 14.27 КоАП установлена административная ответственность лишь за совершение отдельных видов нарушений законодательства о лотереях: проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления; несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях; отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи. Иные виды нарушений (с учетом внесенных в законодательство о лотереях изменений) административной ответственности не влекут. Например, не предусмотрена в настоящее время административная ответственность за нарушения условий стимулирующей лотереи. Санкция ст. 14.27 КоАП не предусматривает в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (что явно не учитывает исторического опыта), оказывая тем самым негативное влияние на возможность противодействия незаконной игорной деятельности с использованием лотерейного оборудования.

Таким образом, очевидно, что законодательство в сфере организации и проведения азартных игр остро нуждается в совершенствовании. Избрание эффективных государственных регуляторов предпринимательской деятельности должно базироваться на оптимальном сочетании частных и публичных начал с учетом обширного в этом случае исторического опыта.

Вне игры

Недавно исполнилось пять лет со дня вступления в силу запрета игорного бизнеса на большей части территории России (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 244-ФЗ). Сегодня открывать казино можно только в нескольких специальных зонах. Однако за минувшие годы эти анклавы не получили развития и не пользуются популярностью ни среди инвесторов, ни среди игроков. Лишь в одной из них открылись три казино, а остальные еще даже не освоены. Тем не менее, недавно было принято решение создать еще две игорные зоны: в Крыму и в Сочи. Мы проследили за историей развития игорного бизнеса в России и попытались оценить его будущие перспективы.

Азартные игры в нашей стране с давних пор то запрещались, то разрешались. В XVII веке человека могли побить кнутом за игру в кости или карты. При Петре I для любителей азартных игр был введен штраф в размере троекратной суммы денег, задействованных в игре. Позднее, в 1761 году, императрица Елизавета Петровна разрешила играть в карты в дворянских домах, но лишь с самыми малыми ставками. Законной считалась игра, которую ведут не для обогащения, а для развлечения. В начале XIX века при Александре I была развернута масштабная кампания по борьбе с незаконными азартными играми. При этом «игры на интерес» по-прежнему разрешались. В общем и целом система сохранялась неизменной вплоть до революции 1917 года.

24 ноября 1917 года Петроградский военно-революционный комитет издал постановление о закрытии «всех игорных клубов и притонов». Впрочем, за исполнением постановления никто особо не следил, и клубы благополучно продолжили существование на нелегальном положении. С началом НЭПа, в 1921 году, было разрешено открытие игорных клубов, где за определенную плату можно было поучаствовать в «неазартных играх». Впрочем, уже в 1923 году власти обнаружили негативное влияние этих клубов на рабочих, в связи с чем была начата кампания по борьбе с играми (а также с кокаином и самогоном).

В 1928 году организацию азартных игр признали уголовным преступлением (постановление СНК СССР от 8 мая 1928 г. «О закрытии игорных заведений», постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 1 августа 1928 г. «Об изменениях в действующем законодательстве Союза ССР, вытекающих из постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 8 мая 1928 года»). При этом лотереи и тотализаторы запрещать не стали. Такое положение дел сохранялось почти до самого крушения СССР. В частности, популярность завоевала лотерея «Спортлото», основанная в 1976 году. Безусловно, нелегальные азартные игры также имели своих поклонников. Такие игры были очень популярны в тюрьмах. На воле желающие могли воспользоваться услугами подпольных картежных клубов. Кроме того, любители азартных игр собирались в бильярдных (которые формально считались чисто спортивными учреждениями).

В 1988 году сначала в московской гостинице «Интурист», а затем и в ряде других советских гостиниц установили игорные автоматы. Их целевой аудиторией были иностранцы, ставки принимались только в зарубежной валюте. В 1989 году открылись два первых советских казино: в гостинице Palace в Таллине и в гостинице «Савой» в Москве. Ну а с 1990 года игорные залы и казино начали открываться повсеместно. К 2006 году было выдано более 6,3 тыс. лицензий на игорный бизнес, причем около 60% заведений сосредоточились в Москве и Санкт-Петербурге. По оценкам американской Ассоциации проблем игорного бизнеса, в начале-середине «нулевых» годов играми увлеклись около 14% россиян. Депутат Госдумы Юрий Медведев подсчитал, что на 350 граждан в ту пору приходился один игровой автомат (в Москве – на 150 граждан). При этом, по данным депутата, две трети игровых залов уклонялись от уплаты налогов (налоговая нагрузка на этот вид бизнеса была очень высока).

Расцвет игорного бизнеса привлек внимание криминального мира. Через казино и игровые залы можно было не только отмывать деньги, добытые преступным путем, но и приумножать доходы. Впрочем, в определенных кругах бытовало мнение, что по-настоящему «крышевать» игорный бизнес не может ни одна преступная группировка – якобы это было привилегией нечистых на руку сотрудников правоохранительных органов.

Отдельной проблемой стало то, что зависимостью от азартных игр начали страдать многие не самые состоятельные россияне. Они увлеклись автоматами, которые привлекали клиентов низкими начальными размерами ставок (от 5 руб.). Рассчитывая выиграть крупные суммы, некоторые граждане за один вечер лишались всей зарплаты. Самые заядлые игроки продавали машины и квартиры, брали кредиты и разводились с недовольными женами. Порой азарт толкал любителей автоматов на преступление: они совершали кражи и грабежи, чтобы тут же проиграть деньги. Другие игроки, испытывая чувство вины перед родственниками, кончали жизнь самоубийством.

В марте 2006 года в ходе опроса ВЦИОМ 65% респондентов заявили о негативном отношении к игорному бизнесу. В октябре того же года Президент РФ Владимир Путин предложил запретить игорный бизнес почти на всей территории России, сосредоточив казино в нескольких специальных зонах. Вскоре был разработан соответствующий законопроект. Одно из отраслевых изданий отметило: «Проект закона встретил такую яркую негативную реакцию заинтересованных лиц и настолько явно непродуман, что говорить о его скором принятии не приходится». Однако в итоге на принятие документа потребовалась всего пара месяцев: в декабре 2006 года Закон № 244-ФЗ был подписан Президентом РФ.

Согласно закону, с июля 2009 года открывать казино в России можно только на территории четырех зон: «Сибирская монета» (Алтайский край), «Азов-Сити» (изначально – Краснодарский край и Ростовская область; позднее ростовская часть зоны была ликвидирована), «Приморье» (Приморский край) и «Янтарная» (Калининградская область). На территории одного субъекта РФ может быть создана только одна игорная зона, причем она должна находиться за пределами населенных пунктов. Изначально в законе было прописано, что в течение десяти лет после открытия зоны власти не имеют права ее закрыть. Но в 2020 году это положение было исключено из закона (Федеральный закон от 3 ноября 2020 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Реформаторы игорной отрасли предпринимательства хотели одним выстрелом убить нескольких зайцев. Предполагалось, что ситуация будет развиваться следующим образом. С одной стороны, игорный бизнес уйдет из городов, и зависимым гражданам будет не так просто удовлетворить свое пристрастие. С другой стороны, на депрессивные территории придут инвесторы, построят там казино, гостиницы и рестораны, создадут инфраструктуру и рабочие места, будут платить налоги в местные бюджеты. Из Москвы и других мегаполисов в провинциальные «Лас-Вегасы» потянутся толпы богатых туристов, благодаря чему бизнесмены окупят свои затраты. Все это красиво выглядело на бумаге, но специфика российских реалий в целом и игорного бизнеса в частности учтена не была.

Конечно, игорный бизнес, изначально сильно криминализованный, предпочел переселиться не в леса и поля, а в городские подвалы. Владельцы казино и игорных залов давно привыкли скрываться от налоговой, давать взятки силовикам и участвовать в переделе сфер влияния с наркоторговцами и сутенерами. Психологически для них оказалось гораздо естественнее окончательно уйти в тень, нежели ехать в глухую провинцию и действовать там по правилам, заданным властями. А те предприниматели, которые все-таки не желали работать нелегально, нашли иной выход: вывели бизнес в ближнее и даже дальнее зарубежье. Открыть казино в оживленном городе в другой стране – гораздо проще и дешевле, чем строить само игорное заведение, отель рядом с ним, проводить коммуникации и дороги в чистом поле.

Что же касается игроков, то после реформы они разделились на два лагеря. Бедняки, зависящие от игровых автоматов, вряд ли могли мечтать о дальних путешествиях. Самые активные из них, конечно, скоро нашли выходы на нелегальные игровые залы. Но для тех, кто не так сильно привык к игре, исчезновение автоматов из общедоступных мест действительно оказалось спасением. В свою очередь, богатые люди, привыкшие развлекаться в шикарных казино, могли счесть предложение поехать на Алтай или в Приморье оксюмороном и оскорблением. Очень скоро их обеспечили любимым развлечением в секретных заведениях «только для своих». Также они начали ездить играть за границу, хотя бы в тот же Лас-Вегас. Наверное, из-за всех этих сложностей и конспирации игроки (азартные, рисковые люди!) начали получать от своего хобби только больше удовольствия.

Как результат, игорные зоны развивались слабо. Уже в 2020 году Счетная палата РФ признала, что реализация проекта не обеспечила ожидаемого экономического эффекта. Инфраструктуру в игорных зонах так и не создали, их транспортная доступность также не была обеспечена. Фактически единственной работающей игорной зоной в России сейчас является «Азов-Сити», которой хотя бы в какой-то степени повезло с климатом и географическим положением. В 2020 годах там открылись три казино: «Оракул», «Шамбала» и «Нирвана». Правда, и в них особого наплыва клиентов не наблюдается. Зону посещают в основном жители близлежащих районов. За первые три года работы казино заплатили налогов, по разным данным, на сумму от 100 млн до 300 млн руб., что отнюдь не оправдывает ожидания государства. Ну а открытие казино в трех других зонах до сих пор остается на стадии проектов и поиска инвесторов.

В то же время, полицейские рейды регулярно выявляют нелегальные казино и игровые залы по всей России. В 2020 году в Московской области была показательно разгромлена «империя» подпольных казино бизнесмена Ивана Назарова. Впрочем, это отражало не столько борьбу с азартными играми, сколько противодействие между прокуратурой и отделившимся от нее Следственным комитетом РФ. Следователи обвинили в покровительстве Назарову прокуроров, многие из которых в итоге стали фигурантами уголовного дела. Глава областной прокуратуры Александр Мохов был снят с должности, а его заместителя Александра Игнатенко объявили в розыск (в 2020 году он был задержан в Польше). Но в конечном счете громкое дело практически развалилось. Назарова и его помощников амнистировали, а дело Игнатенко и других прокуроров расследуется до сих пор, но все бывшие сотрудники прокуратуры, обвиняемые в покровительстве Назарову, уже давно освобождены из-под стражи.

Развитию игорных зон все эти события не помогли. Да и нелегальные казино никуда не исчезли, что подтверждается регулярными успешными рейдами правоохранительных органов (в ходе которых по одному адресу постоянно «воскресающее» заведение могут закрывать каждый месяц). Может быть, их создатели и покровители стали лишь чуть-чуть осторожнее, и уже не разрастаются до уровня «империй».

После того, как весной 2020 года в состав России вошла Республика Крым, в Госдуму был внесен законопроект о создании в этом регионе пятой игорной зоны (стоит отметить, что власти Украины, где азартные игры находятся под запретом с 2009 года, ранее также обсуждали проект по открытию казино в Крыму). Это можно назвать отступлением от первоначальной политики: Крым не входит в число депрессивных регионов, которые не могут привлечь туристов ничем, кроме азартных игр. С другой стороны, разве еще недостаточно ясно, что первоначальная политика не принесла результатов?

Вскоре после внесения законопроекта было предложено включить в него также положения о создании игорной зоны в Сочи. Дело в том, что Крым и Сочи сейчас воспринимаются как основные конкурирующие российские курорты. Несправедливо было бы предоставить Крыму преимущество в виде казино. Поправка была принята: игорные зоны будут созданы и в Крыму, и в окрестностях Сочи. При этом в Сочи открывать игорные заведения можно будет лишь на территории бывших олимпийских объектов, в финансировании которых не принимала участия госкорпорация «Олимпстрой» (Федеральный закон от 22 июля 2020 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

А уже после редактирования «игорного» закона Минфин России обратил внимание, что Сочи находится в Краснодарском крае. По закону в одном субъекте РФ может быть создана только одна игорная зона (ст. 9 Закона № 244-ФЗ). Таким образом, в связи с открытием казино в окрестностях Сочи зона «Азов-сити» подлежит ликвидации. Однако странно было бы закрывать три единственных легальных казино страны. Бизнесмены и так не рвутся в эту сферу, а уж после такого решения даже самый рисковый предприниматель не решится вкладывать деньги в строительство легальных игорных заведений. Чтобы сохранить «Азов-сити», Минфину России пришлось разрабатывать еще один законопроект, который исключает правило «уникальности» игорной зоны на территории одного региона (он пока не внесен в Госдуму).

Эксперты Минфина России раскритиковали и проект крымской игорной зоны. Они доложили вице-премьеру России Дмитрию Козаку, что новую зону, скорее всего, постигнет судьба всех предыдущих. В то же время, ведомство выступает против того, чтобы создать в Крыму какие-то особые условия (например, разрешить размещать казино в населенных пунктах). По мнению чиновников, существующие правила направлены на защиту нравственности, и отступать от них не стоит.

Очевидно, что проект по созданию игорных зон потерпел крах, и простым добавлением новых зон проблема не решится. Отрасли требуется глобальная реформа. Однако ждать ее, видимо, придется еще долго: пустые игорные зоны никому не мешают, а отсутствие возможности легально играть в азартные игры – явно не самая насущная проблема большинства россиян.

Рейтинг казино по бонусам и размеру Джекпотов:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место по всем критериям!

  • Рокс Казино
    Рокс Казино

    2 место! Моментальные выплаты!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Новое надежное казино с высокими бонусами!

  • ПинАп Казино
    ПинАп Казино

    Ретро-дизайн и низкие лимиты для ввода-вывода денег!

Добавить комментарий