Ценность

Топ-2 честных онлайн казино за 2020 год:

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Духовное развитие
  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Уверенность в себе
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • Путешествия по миру и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Лучшие онлайн казино на русском языке:

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление >Этика > Средства >Этика > Ценности >Этика > Цель >Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

Высшие человеческие ценности: cоставьте свой список

Из списка в 300 ценностей жизни, можно узнать, какие из них самые важные для вас. К жизненным приоритетам относятся общие человеческие понятия, но для каждого человека они имеют свой особый смысл.
Что будет важным для вас лично? От того, как вы ответите на этот вопрос зависит, какие вы выберете для себя ценности. Которые будут подчеркивать, что вы отстаиваете, каково ваше поведение, действия и решения.

Если у человека есть то, что наиболее для него ценно, он живет в согласии с главными ценностями, он удовлетворён своей жизнью.

Когда приоритеты не расставлены, они нарушаются каждый день. Что может вызвать внутреннюю нестабильность, напряжение, которое переходит в состояние неудовлетворённости и в деструктивное поведение.

Что такое ценности?

Каждый человек имеет свои ценности – важные, стоящие, полезные для него вещи и принципы. Это убеждения о том, что является наивысшими благами или наиболее значимыми идеалами. Они дают смысл жизни, помогают преодолевать трудности, мотивируют людей и определяют их поведение. Человек, ценящий доброту, щедро тратит время, ресурсы, чтобы помочь людям, животным. Ценитель честности, считает нужным говорить правду, не допускает лжи.

Ценности имеют важное значение, т. к. они помогают принимать решения, оказывающие глубокое влияние на благополучие человека, его психическое, психологическое здоровье. Живя в соответствии с ценностями, человек чувствует себя лучше и больше сосредоточен на важных делах. И наоборот – он ощущает неуверенность и разочарование, когда жизнь не соответствует идеалам. Это относится к повседневным и глобальным жизненным решениям.

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры жизненных ценностей:

  1. Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.
    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.
  2. Деньги. Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  3. Власть. Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.

Какие бывают ценности?

Ценности могут быть совершенно разными. То, что приносит одному человеку счастье, может вызвать у другого беспокойство или отрешенность. Одни люди ценят постоянные путешествия по миру, а другие предпочитают безопасную среду – стабильную работу в офисе и улаженную семейную жизнь.

Общей классификацией ценностей является их разделение на материальные и духовные. Первые – блага, покупаемые за деньги, вторые – моральные.

К материальным ценностям обычно относится материальная независимость, богатство и его сопутствующие: желание обеспеченной жизни, покупки машины, дома, одежды и пр. Моральные блага достигаются на духовном, интеллектуальном уровне и включают такие разновидности:

  • здоровье;
  • красота;
  • дружба;
  • любовь;
  • семья, дети;
  • оригинальность;
  • знания;
  • профессионализм;
  • карьерный рост;
  • честность;
  • независимость;
  • искренность;
  • надежность;
  • позитивность и пр.

Большинство нематериальных ценностей представляют собой моральные качества, которые человек стремится достичь и придерживаться на протяжении всей жизни. Америка была основана на ценностях свободы и справедливости для всех.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров
НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, любовь, ответственность, красоту, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свободу, красоту, здоровье, знания и т.д.

В зависимости от созданной системы ценностей каждого человека можно отнести к одной из 3 групп: — материалисты; — духовные люди; — духовные материалисты.

Интересно, к какой группе относишься ты?! Сейчас на минутку прекрати чтение и подумай. В какую сторону больше направлены твои основные векторы развития? В сторону материального? А может в сторону духовного? Или в ту и другую! Лично я отношусь к 3-ей группе. Я духовный материалист. Но еще лет 5 назад я был закоренелым материалистом. Понимание 7 сфер жизни помогло мне стать более сбалансированным и начать жить гармоничной жизнью.

Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не было автомобилей и значит ценности в них тоже не было. Это сейчас только и думаешь, как бы заработать на крутой Мердседес. А представь, что Иисус ходил по Святой Земле и кайфовал просто без iPhone 7S! Материалистов сейчас процентов 60% и с каждым днем их становится все меньше.

Духовных людей намного меньше. Процентов 30%. На духовные ценности человек обращает внимание после лет 40-45. Приходит мудрость, начинаешь ценить здоровье, больше проявляешь любви к окружающему миру, в жизни появляется свобода и творчество. Больше думаешь о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Больше хочется молчать и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство великих Творцов были нищие. «Для меня важно творчество и свобода, а деньги меня не волнуют» — так может сказать, только человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некий дисбаланс, который нужно устранять. Чем быстрее, тем лучше.

Гармоничными могут быть только духовные материалисты. В их системе ценностей важно и то, и другое. Развитие личности должно опираться на ценности 2 видов. Духовное и материальное – это две стороны одной медали. Не нужно отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится мощная внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают. Что было бы, если пришлось бы ехать на одноколесном велосипеде. Ехать можно, но скорость будет не та. А скорость развития своей личности очень важна в жизни. Духовных материалистов примерно 10%. А должно быть намного больше! Мы должны творить новую жизнь на нашей новой планете Земля!

Это интересно:

Лайф-коучинг — мощный способ сделать прорыв в своей жизни

Колесо жизни — упражнение для анализа и планирования жизни

Как определить свои ценности?

Люди узнают ценности от родителей, учителей, друзей, общества. Взрослея, они отбрасывают часть этих благ в пользу собственных идеалов. В противном случае они будут жить чужими принципами, в результате чего жизнь может казаться бессмысленной и неудовлетворительной. Это ярко показывает цитата Дэвида Фостера Уоллеса: «Если не выбрать свои ценности, общество, культура, медиа навяжут вам свои». Поэтому каждому человеку важно определить личные ценности, куда он будет вкладывать время, энергию, ресурсы. Вот 7 простых шагов к их пониманию:

  1. Составить список ценностей. В первую очередь попробуйте записать 10 наиболее важных для вас вещей. Если это окажется сложным, вспомните время, когда чувствовали себя по-настоящему счастливым, уверенным, удовлетворенным: что вы делали, кто был рядом, что именно вас радовало или вызывало ощущение гордости. Это укажет на то, что приносит позитивные эмоции, дает цель жизни. Завершив список основных ценностей, отложите его и вернитесь утром.
  2. Выбрать наиболее значимые вещи из списка. Создав список из 10 ценностей, выберите из них наиболее важных 3-4. Один из способов – записать каждое благо на отдельном листе бумаги, а затем отложить менее значимые. Сгруппируйте блага из одной категории. Обучение, рост, развитие, мудрость связаны темой «знания».
  3. Расставить приоритеты. Разместите блага в стопке в порядке значимости. Это часто самая сложная часть. В итоге останется одна самая важная ценность. Если это окажется трудным, попробуйте оценить их по шкале от 1 до 10, а затем отсортировать список по порядку. Расстановка приоритетов может помочь с выявлением идеалов.
  4. Сохранить список. После расстановки приоритетов в списке основных ценностей не просто положите его в ящик и забудьте. Разместите перечень на видном месте, затем регулярно анализируйте, как ваше поведение и принимаемые решения соответствуют высшим ценностям. Также можно использовать изображения, напоминающие об идеалах, – доску визуализации с картинками или заставку на телефоне.
  5. Установить цели на основе ценностей. Определив основные ценности, превратите их в цели. Обдумайте, какие действия нужно ежедневно предпринимать, чтобы жить согласно принципам. Поставив «здоровье» наверх списка, вы понимаете, приоритетом должны быть ежедневные физические упражнения и отказ от нездоровой пищи. А если на вершине находится «приключение», то, возможно, на первом месте будет планирование поездки в Африку.
  6. Пересматривать список. Ценности могут меняться. Хотя отдельные убеждения останутся неизменными на протяжении всей жизни, остальные могут терять актуальность по мере изменения ваших жизненных обстоятельств или взросления. Даже если блага остаются прежними, может измениться их приоритетность. Поэтому выяснение ценностей – это задача на всю жизнь. Вы должны постоянно возвращаться к этому, особенно если вы перестали чувствовать себя счастливым по непонятным причинам. Когда начинаете свою карьеру, успех – измеряемый высоким доходом, статусом – может стать главным приоритетом. Но с появлением семьи личная жизнь может стать важнее работы. Ценности могут меняться по мере достижения разных целей. При достижении желаемого уровня финансового благополучия, оно может отойти на второй план, а его место могут занять иные приоритеты. Поэтому рекомендуется пересматривать свои ценности не реже раза в год и при столкновении с серьезными переменами в жизни.
  7. Вдохновляться близкими людьми. Ценности могут быть воплощены в близких людях. Подумайте о них, чтобы раскрыть связанные идеалы. В список могут входить: «мой дедушка за признание и любовь», «моя жена за честность», «мой коллега за навыки слушания», «мой друг за преданность».

Почему так важна система ценностей для каждого человека?

Важно понимать, что наличие системы ценностных ориентаций говорит уже о зрелой личности. Личностные ценности определяют нашу внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности и указывают направления нашего развития. Если сказать более простыми словами, то система ценностей для человека является некоторым вектором его развития. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «базовые» ценности, которые определяют деятельность в основных сферах жизни.

Жизненные ценности не возникают за один день. Они являются результатом нашего жизненного опыта. Огромную роль в этом играют значимые события в нашей жизни, книги, фильмы, учителя и т.д. Жизненные ценности со временем могут меняться. Нет ничего более постоянного, как временное. В 15 лет у тебя одни ценности, в 30 уже другие. Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей, что очень важно в современном обществе.

Понимание своих главных жизненных ценностей — очень важная вещь. Если ты проживешь большую и трудную жизнь, а в конце поймешь, что такая жизнь была не интересной, то что-то менять будет уже поздно… Если же, напротив, ты хорошо будешь знать, что хочешь от жизни, что для тебя по-настоящему дорого, каждый день твоей грамотно выстроенной жизни будет наполнен смыслом.

Влияние ценностей на жизнь

Как сказал Махатма Ганди, действия человека становятся ценностями, а ценности – его судьбой. Ценности очень важны, т. к. они действуют как набор правил, рекомендаций для жизненных событий.

Знание основных ценностей, их приоритетности помогает принимать правильные решения с уверенностью.Если сложно сделать выбор между двумя возможными действиями, попробуйте представить, что будут означать результаты с точки зрения идеалов – они их скомпрометируют или укрепят? Стремитесь принимать решения, соответствующие ценностям, а не работать против них. Это влияет на то, каким человеком вы являетесь или хотите быть. При выборе из двух действий, соответствующих принципам, необходимо выбирать более приоритетное. Жизненные решения на самом деле определяют, что вы цените больше всего. Если вы решили создать запись для нового блога вместо посиделок с друзьями, это значит, что творчество важнее общения.

Знание ваших ценностей – это лучший путь к самопознанию, потому что выбор наивысших благ раскрывает, формирует характер. Британский психолог Расс Хэррис, автор книги-бестселлера «Ловушка для счастья» подчеркивает: «Ценности даже важнее целей, т. к. вы можете не достичь своих целей, но всегда можете жить по своим ценностям, что является истинным успехом».

Классификация в таблице

Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

Базовые, истинные ценности
Личностные Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.
Отношения, семья Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.
Друзья Общение, взаимопомощь.
Материальные ценности
Карьера Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.
Положение в обществе Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.
Духовные ценности
Духовное развитие Образование, самообразование, самопознание.
Второстепенные ценности
Развлечения Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

Когда у женщины наступает кризис среднего возраста? Ответ узнайте прямо сейчас.

Книги о жизненных ценностях

К наиболее интересным и эффективным произведениям о жизненных ценностях можно отнести следующие произведения:

  • «Почему мы так поступаем? 76 стратегий для выявления наших истинных ценностей, убеждений и целей».
  • «#UPшифтинг. Пошаговое руководство по изменению жизни для тех, кто потерял себя в рутине».

Материальные ценности – главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной – это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады — это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Убеждения личности

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей – это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький «Москвич» — ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Духовные ценности — лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности — это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические – сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного – это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Переосмысление

Периодически ваша внутренняя система координат нуждается в корректировке. Такая необходимость возникает, например, когда вы сталкиваетесь с неразрешимым внутренним конфликтом.

Если у вас есть неудовлетворенность жизнью, собой, не устраивает происходящее вокруг (супруг, работа, окружение), нужно в срочном порядке понять, что к этому привело, и не забыли ли вы о своем внутреннем компасе. А может, ваши приоритеты просто изменились, а вы вовремя не сошли с проложенного ранее пути?

Поверхностно разобравшись в том, какие есть фундаментальные жизненные ценности у человека, запишитесь на мою консультацию и сделайте большой шаг к ощущению себя как цельной, самодостаточной личности.

Ценность

Идея ценности и её понимание

Ценность — это одна из основных понятийных универсалий в системе философских и гуманитарных дискурсов, обозначающее в самом общем виде, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности, в отвлечении от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную (оценочную) сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности). Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых объектов и явлений, отсылая при этом, с одной стороны — к миру должного, целевого, смысловому основанию, с другой — к основной категории политэкономии — стоимости.

Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не в силу природы или внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечён в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений. Для субъекта (человека) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, его установок и практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании (см. Общество) и культуре (см. Культура) как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и/или задаваемые трансцендентно содержания, введённые в изменчивое многообразие социальной жизни как её инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нём аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы.

В силу того, что ценности непосредственно «не даны» и «не представимы» они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов, прежде всего — через нормы. Каждая исторически конкретная форма общественной жизни может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней фиксируются те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развёртываются более конкретные и специальные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу её формирования и поддержания нормативного порядка в обществе.

Ценности трактуются также как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизни (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Понятие «ценность» играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении ценности, обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего («данность» с её ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно ценности вносят «метафизическое измерение» в мир человеческого бытия — они всегда абсолютны как самодостаточные сущности и «последние аргументы», не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. «Метафизичность» ценностей усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и/или трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений.

В социальных науках ценность отождествляется с представлением о любом предмете, материальном или идеальном, идее или институте, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки (см. Оценка), приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость, или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели, или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, то есть способностью удовлетворять его потребности, и так далее. В этом контексте ценности типологически разделяются на: ценности-цели, ценности-средства (инструментальные ценности), ситуативные ценности. При этом ценности могут быть: признанными (институционализированными), причём к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают ценности направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и так далее.

Исследованием проблематики ценностей занимается философская дисциплина «аксиология» (см. Аксиология).

Основные этапы развития идеи ценности

Идея ценности в Античности

Одним из первых философских текстов, в котором понятие ценности уже начинает отделяться от понятия стоимости, будучи обозначено всё ещё тем же словом (ἀξία), можно считать пассаж в псевдоплатоновском диалоге «Гиппарх» (), где предпринимается едва ли не первая в истории философии (см. Философия) попытка сопоставления объёмов «ценного» и «благого». Объём первого шире, чем второго, так как в терминологии этого диалога «благое» включается в «ценное», но само включает в сравнении с ним дополнительную характеристику — приносить истинную выгоду, иметь подлинную пользу. «Благое» есть то ценное, которое помимо прибыльности обладает полезностью, «просто ценное» — только прибыльное, «неценное» — лишённое и прибыльности. В раннем диалоге Платона «Лисид» намечается то распределение этических параметров, которое предопределяет едва ли не все будущее пространство античных рассуждений о ценности: различаются «как бы неких три рода — благое, дурное и третье — ни хорошее, ни дурное» (). Последнее уточнено и терминологизировано в «Горгии»: оно обозначается в качестве безразличного — адиафоры (ἀδιαφορα). В «Законах» Платон различает ценности обычного порядка (душевные, телесные, внешние) и ценность второго порядка, «метаценность», присутствие которой обусловливает ценность самого ценного.

У Аристотеля сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только для меня, но и «вообще». В «Никомаховой этике» слова, производные от ἀξία, употребляются для обозначения самооценки (αξίωμα) или добродетели «достоинство» (ἄξιόν). Лексика же, связанная с «ценностью», «ценимым», «ценным», восходит к слову (τϊμῄ) («цена»). Философия, по Аристотелю, это — «заглавная наука о том, что всего ценнее», и потому она являет единство научного познания и «постижения умом вещей по природе наиболее ценных».

Идея адиафоры принимается не только у академиков, но и у перипатетиков и киников. Подробно же она разрабатывается только у стоиков. У Зенона Китайского «безразличное» есть нейтральное относительно конечной цели нравственного блага — но оно не «безразлично» относительно своей сравнительной ценности (ἀξία). Соответствующее «природе» (здоровье, красота, богатство и так далее) есть ценное или «предпочитаемое» (προηλμενον), противоположное — лишённое ценности или «непредпочитаемое» (ἀποπροηλμενον). При этом Зенон полагает, что само благо обладает «высшей ценностью». В целом, по Диогену Лаэрцию, слово «ценность» означает у ранних стоиков: (а) «свойственное всякому благу содействование согласованной жизни», (б) «пользу, содействующую жизни согласно с природой», (в) обычную меновую стоимость товара (VII. 105). Хрисипп настаивал на принципиальных различиях между благом и ценностью: первое неизменно и не может в отличие от второго допускать приращения или уменьшения. Ценность не допускается в область блага; между благом и неблагом не может быть ничего, рядоположенного им. Ко времени Хрисиппа относится систематизация «безразличного», о которой свидетельствует Диоген Лаэрций (VII. . Ср. Секст Эмпирик. Против учёных XI. , Пирроновы положения III. 177, ). Панэтий Родосский, открывший эпоху так называемой Средней Стои, принципиально модифицирует понятие блага за счёт включения в него «природных ценностей» (здоровье, красота и так далее). Согласно скептикам, нет ничего ценного по природе за отсутствием собственно «безразличного», как нет также и природного блага и зла.

В античных приближениях к категории ценности уже в значительной мере предвосхищена современная аксиологическая проблематика. Вместе с тем античная категория ценности была лишена «персонализма» отсутствия в античной философии в целом ещё самой личностной антропологии. Средние века оказались для изучения ценности в собственном смысле «темными веками». Хотя латинский коррелят греческой ἀξία — aestimatio — бытовал ещё со времён Цицерона, на Западе он был освоен преимущественно в его экономических коннотациях. Схоластическая мысль подробно исследовала, опираясь на «Никомахову этику» и общее платоновско-аристотелевское наследие, «онтологию блага», иерархическую субординацию благ, различение благ условных и Блага безусловного, но внутренний мир личности и конституирующих его ценностей оставался для неё закрытым.

Идея ценности в Новое время

Аксиологические изыскания древних оказались не замеченными новоевропейской философией, которой пришлось заново открывать ценностную проблематику, приоткрытую уже последователями Зенона. М. де Монтень указывал на субъективную природу ценности. Т. Гоббс выделял «ценность человека», которая не отличается от его «стоимости» и есть его «цена», и «достоинство» — общественную ценность человека, которая есть та «цена», которую ему даёт государство. Р. Декарт видел назначение разума в установлении «подлинной ценности (valeur) всех благ». «Ценность», таким образом, соотносилась им с миром субъекта — с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную «цену» добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот. Б. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизируемые «внешними церемониями») и естественные (относящиеся к душе или телу). Ему же принадлежит афористическое словосочетание «порядок сердца» (ordre du coer), означающее «логику сердца», не совпадающую с логикой рассудка, но подчиняющуюся своим неисповедимым законам. Будущие аксиологи (в частности М. Шелер) придавали этому выражению Паскаля очень большое значение: здесь философия впервые признала права вслед за разумом и волей также и третьей, самой сокровенной области человеческой души — сердца как тайника царства ценностей. В одном из сводов дефиниций Г. В. Лейбница «ценное есть значительное с точки зрения блага» (противоположность ему составляет «пустое»), «значительное» же — то, из чего следует нечто «замечательное», которое есть в свою очередь вносящее какой-либо значительный вклад или вводящее «первенствующее по природе».

В английском просвещении обращение к «субъективному бытию» прошло под знаком признания в человеке сферы разнообразных чувств (senses). Разделяя ценность вещей и ценность (worth, merit) личности, Э. Э. К. Шефтсбери отдавал предпочтение последней. Учение Шефтсбери было систематизировано Ф. Хатчесоном, разделявшим два основных «чувства» — «моральное чувство», которое является единственным достоверным источником суждений о добре и зле, и «внутреннее чувство», ответственное за художественное восприятие. В отличие от представителей этического сентиментализма, исходивших из абсолютности основных ценностей, Б. Мандевиль придерживался релятивистской точки зрения и стремился показать, что действительным мерилом «ценности и достоинства» вещей является человек, стремящийся к удовлетворению собственных интересов.

«Моральное чувство» занимает важное место и в антропологии Д. Юма. Так же, как и сентименталисты, Юм видел источник нравственных суждений и действий не в разуме, а в моральном чувстве, в частности в человеколюбии и справедливости. Последняя составляет основание всех подлинно ценных нравственных побуждений. Рассматривая отдельные примеры добродетели и порока, шотландский философ различает их «положительную ценность» (merit) и «ценность отрицательную» (demerit). Юм занимал двойственную позицию в вопросе об «объективности» ценности: с одной стороны, он утверждал, что сами по себе объекты лишены всякого достоинства и «свою ценность они извлекают только из аффекта», что красота и ценность полностью соотносительны с возможностью вызывать «приятное чувствование» у субъекта; с другой — что у объектов есть «собственная ценность», существует «ценное само по себе». Вклад Юма в осмысление понятия ценности можно считать самым значительным в этой области рефлексии за весь период. Среди наиболее «провоцирующих» шагов Юма следует признать выяснение критериев ценности нравственных поступков и различение «ценности-» и «ценности-». Недостатком рассуждений Юма было его понимание ценного как «естественного», «природного», не позволяющее понять главного — в чём, собственно, ценность этого ценного?

В широко известной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремёсел» (1765) в специальной статье — «Valeur» — различаются ценность как достоинство вещей самих по себе и цена — как то, что доступно калькуляции; ценности в нравственном аспекте соотносятся с «чувством, порождаемым стремлением к славе и признанию».

Аксиологические проблемы волновали и немецких просветителей. Известный ученик Xр. фон Вольфа А. Г. Баумгартен выделяет в своей «Метафизике» (1739) среди человеческих способностей и способность суждения или оценки (Beurtheilungsvermögen), ответственную за рецепцию всего воспринимаемого с точки зрения удовольствия, неудовольствия и равнодушия. Он же вводит понятие «эстетическое достоинство (dignitas)», в коем различаются субъективный и объективный аспекты: первый идентичен «эстетической значительности (gravitas)». И. Г. Зульцер вводит понятие «ценность (Wert) эстетического материала», которое означает всё, что может привлечь внимание души, вызвать чувство. Хр. А. Крузий сформулировал идею свободной человеческой воли — источника нравственного долженствования — как всеобщей и высшей ценности; субъект нравственного веления как высшая ценность является конечной и безусловной целью нравственного поведения, по отношению к которой все является средством (в том числе счастье, благо, телесное совершенство и так далее). И. Н. Тетенс рассуждает об особых состояниях души, которые он в отличие от ощущений или «первоначальных представлений» называет чувствованиями (Empfindnisse) — внутренними восприятиями, «ответственными» за удовольствие, приятное, радость, надежду и так далее. Они имеют для субъекта специфическое ценностное значение и служат основанием его оценочного отношения к внешним и внутренним объектам. В соответствии с чувством удовольствия Тетенс определяет и универсальные оценочные понятия истины, добра и красоты, исходные для любых оценочных суждений.

Идея ценности у Иммануила Канта

Принципиально новые измерения понятие ценности обретает в сочинениях И. Канта, который конструирует решения этой проблемы на основаниях, прямо противоположных юмовским: ценность нравственных поступков соотносится не с «природными» для нас расположениями души, вроде симпатии, но как раз с тем противодействием, которое оказывает этим расположениям направляемая разумом воля. В «Основоположении к метафизике нравов» (1785) он вводит понятие «абсолютной ценности (Wert)» чистой доброй воли. Критерий этой «абсолютной ценности» в том, что истинная нравственная ценность присуща лишь тем нравственным действиям, которые совершаются даже не «сообразно долгу», но только «по долгу», то есть из стремления исполнить нравственный закон ради самого закона. Действие по долгу содержит моральную ценность «не в намерении», которое может быть посредством него реализовано, но в той максиме, согласно которой принимается решение совершить тот или иной поступок, и потому эта ценность зависит только от самого «принципа воления» безотносительно к каким-либо целям. Всё имеет лишь ту ценность, которую определяет нравственный закон. Поэтому ценность самого закона является уже безусловной и несравнимой ценностью, которой соответствует категория достоинства (Würde), коему следует в свою очередь воздавать «уважение» (Achtung). Только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности.

В мире как «царстве целей» различимы три уровня ценностной реальности:

  1. то, что имеет рыночную цену (Marktpreis) — умение и прилежание в труде;
  2. то, что обладает аффективной ценой (Affektionspreis) — остроумие, живое воображение, весёлость;
  3. то, что имеет достоинство, внутреннюю ценность (innere Wert) — нравственные поступки и сами человеческие индивидуальности.

Аксиологические положения «Критики практического разума» (1788) развивают идеи «Основоположения». Представления личности относительно ценности своего существования основываются на особом чувстве моральной ценности. Истинно нравственное настроение преданности закону делает разумное существо «достойным причастности высшему благу, соразмерному с моральной ценностью его личности». В «Критике способности суждения» (1790) указывается, что категория ценности релевантна лишь этической области. Приятное, прекрасное и доброе означают три различных отношения к чувству удовольствия и неудовольствия. В каждом случае, однако, речь идёт о различных смысловых модальностях: приятное — то, что доставляет удовольствие, прекрасное — то, что нравится, доброе — «то, что ценят, одобряют, то есть то, в чём видят объективную ценность». Хотя сам Кант выводит, таким образом, эстетику за границы ценностно значимого, он оговаривается, что мы придаём ценность нашей жизни посредством целесообразной деятельности (это уже область эстетического). Его исследование суждений вкуса позволяет в определённой степени соотнести и эту проблематику с учением о ценности, поскольку речь идёт об оценочных (хотя, правда, и не о ценностных) суждениях. Так, специальный параграф первой части «Третьей критики» посвящён проблеме: предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета или наоборот? Кант обосновывает второй способ его решения, утверждая, что «прекрасно то, что нравится только при оценке». Эстетическая оценка — «оценка без понятия», поэтому суждение вкуса не есть познавательное суждение. Эстетическая ценность произведений искусства связана с той «культурой», которую они дают душе.

Таким образом, Канту удалось определить ценностный мир как такой, который творится самим автономным действующим субъектом. Ценностное сознание и ценностное творчество оказываются возможными благодаря чистому «практическому разуму». Ограничение ценностной сферы нравственной деятельностью было самой смелой попыткой в истории философии разграничить царства ценности и природного бытия. Другая заслуга Канта заключается в чётко прочерченной иерархии рыночной цены вещей, аффективной цены душевных качеств и «внутренней ценности» — свободной и автономной личности. Впервые в истории философской мысли ценность- становится синонимом личности, и аксиология получает персонологическое обоснование. Наряду с этим Кант привнёс в учение о ценностях и телеологическую перспективу: весь мир существует ради ценности личности.

Основное значение «Третьей критики» Канта состоит в исследовании оценочных суждений, которые выявляют наиболее важную особенность эстетического восприятия действительности как предваряемого её оценкой. Правда, рационалистическая интерпретация ценности у Канта оставляла «невостребованным» «порядок сердца», который не ограничивается установками бескорыстной и автономной воли, сколь бы возвышенными они ни были. «Формальная» природа моральной ценности как следования формальному же «категорическому императиву» оставляла её предельно обедненной в сравнении с «материей» (содержанием) нравственных действий, ценность которых Кантом решительно отрицалась. Тем не менее, отмечая односторонности кантовского учения о ценности, нельзя не признать и того, что они же открыли и теоретическое пространство для тех достижений будущей аксиологии, которые в значительной мере и осуществлялись благодаря дистанцированию от них.

Идея ценности после Иммануила Канта

Если Кант признавал ценностно релевантным только «чувство моральной ценности», то послекантовская немецкая философия в целом расширяет эту область, пытаясь переместить ценностный мир из воли в сердце. Правда, И. Г. Фихте настаивает на том, что ценность индивида определяется его деятельностью (признавая уже, правда, что «безусловной ценностью» и значением обладает только жизнь как таковая), а Г. Хуфеланд видит в ценности прежде всего свойство вещей опосредовать разумное человеческое целеполагание. Однако Ф. Биунде уже считает, что именно чувство является принципом всех ценностных отношений к объектам, которые основываются на эмоциональном или разумном удовольствии, Г. Шульце утверждает, что ценностные суждения «обращаются» к чувствам, а И. Фриз — что чувство определяет ценность или вещей. Ф. Аллийн начинает разрабатывать «аксиологическую логику», анализируя ценностное суждение, в коем оцениваемое образует субъект, а выражение оценки — в виде похвалы или порицания — предикат. Оценочными суждениями (в которых объект одобряется или не одобряется) занимался И. Ф. Гербарт, противопоставляя их суждениям теоретическим и дифференцируя оценки эстетические и этические. Ф. Э. Бенеке, писавший преимущественно в годы и пытавшийся основать этику на ценностном чувстве, утверждал, что мы оцениваем вещи, исходя из их содействия «подъёму» и «спаду» наших внутренних чувствований. Это содействие может быть трёх ступеней: непосредственное, в воображении и в воспроизводстве в качестве желаний, волений и тому подобные, которые и образуют «умонастроение» и основание действий.

Рейтинг казино по бонусам и размеру Джекпотов:
Добавить комментарий
Наиме­но­ва­ние: Ценность.
Опреде­ле­ние: Ценность — это одна из основных понятийных универсалий в системе философских и гуманитарных дискурсов, обозначающая в самом общем виде, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности, в отвлечении от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную (оценочную) сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности).
Раздел: Концепты Концепты философского дискурса Концепты социального дискурса
Дискурс: Философия Общество
Связан­ные концепты: Аксиология Благо Оценка Ценность
Текст статьи: Авторы: В. К. Шохин. В. Л. Абушенко. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. Ответст­вен­ный редактор: А. В. Агеев . Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 08.02.2020.