А. ван Ванинг: Работы одного из пионеров психоанализа - Сабины Шпильрейн

Table of Contents:

// Вопросы психологии, 1995, №6, с. 66-78

1. С. ШПИЛЬРЕЙН, К. ЮНГ, З. ФРЕЙД

88 лет назад, в сентябре 1907 г., К. Юнг на 1 Международном конгрессе по психиатрии, неврологии и уходу за душевнобольными в Амстердаме представил свою статью “Фрейдистская теория истерии”. Эта статья была посвящена первой пациентке, которую К. Юнг лечил при помощи психоанализа: Сабине Шпильрейн. Еще до этого он писал 3. Фрейду: “Рискуя утомить Вас, все же не могу не сообщить о своем недавнем достижении. Последнее время я лечу по Вашему методу больную истерией. Это трудный случай: двадцатилетняя русская студентка, страдающая истерией в течение шести лет” [25; 7].

Имя Сабины Шпильрейн более двадцати раз упоминается в их переписке: сначала как пациентки, затем как коллеги К. Юнга. Хотя такой переход и вызывает интерес, мы немногое знали бы об этой женщине, если бы не случайное обнаружение ее дневника и переписки с 3. Фрейдом и К. Юнгом. Альдо Каротенуто, итальянский последователь К. Юнга, издал и прокомментировал их в своей книге “Тайная симметрия: Сабина Шпильрейн между Юнгом и Фрейдом”, снабдив ее интригующим подзаголовком: “Нерассказанная история женщины, изменившей раннюю историю психоанализа” [4].

Дневник касается периода 1909-1912 гг.; публикация включает также 11 писем к 3. Фрейду (1909-1914), 20 от 3. Фрейда (1909-1923) и 18 от С. Шпильрейн к К. Юнгу (1911-1918); в 1986 г. стало возможным опубликовать и 34 письма от К. Юнга к С. Шпильрейн (1908-1919) [30].

Эти письма вводят нас в курс помимо новостей о развитии их романа того уникального влияния, которое С. Шпильрейн оказала на жизнь К. Юнга и кристаллизацию его идей, той роли, которую она играла в развитии как фрейдовского, так и Юнговского психоанализа, того вклада, который она внесла в охлаждение, а позже и в отчуждение между К. Юнгом и 3. Фрейдом.

В 1909 г. 3. Фрейду было 53 года, К. Юнгу - 34 и С. Шпильрейн - 24. Им было не суждено войти в историю как научной триаде: работы С. Шпильрейн были забыты, 3. Фрейд и К. Юнг пошли своими независимыми путями в науке. Однако это не первый случай, когда фигура, стоящая, казалось бы, на заднем плане, оказывается источником далеко идущего влияния, когда “малая история” удивительным образом отражается в истории науки.

Кем была Сабина Шпильрейн, что крылось за внешними событиями жизни этой женщины? Посвященные ей публикации и комментарии освещают ее в первую очередь в ее исторической роли посредницы, источника вдохновения, катализатора явно не в первых рядах науки; но как насчет ее личного вклада в развитие теории психоанализа? Скептики скажут на это, что, раз только книга А. Каротенуто стряхнула пыль с ее работ, вряд ли они многого стоят. И тем не менее, хотя ее статьи могут и не представлять собой непреходящей ценности, вполне возможно, что они интересны другим: теперь, увиденные в новом свете, они открывают неожиданные перспективы. Так или иначе, и книга А. Каротенуто, и комментарии к работам С. Шпильрейн уделяют удивительно мало внимания ее психологическим трудам. По большей части отклики касаются ее статьи “Die Destruktion als Ursache des Werdens” “Разрушение как причина порождения бытия”, которая содержит идеи, предсказывающие появление концепции инстинкта смерти у 3. Фрейда. А. Каротенуто говорит об этой статье в контексте развития отношений между С. Шпильрейн, К. Юнгом и 3. Фрейдом, не анализируя особенно ее содержание. Лишь 5 из 214 страниц книги посвящены всей остальной работе С. Шпильрейн в психологии, отраженной в 32 публикациях. Обзоры других авторов, которые будут рассмотрены ниже, также следуют в этом, определенном книгой А. Каротенуто русле.

Настоящая статья посвящена оценке роли С. Шпильрейн на основании того, что писала она сама: публикаций, дневника, писем; еще одним весьма полезным источником является переписка 3. Фрейда и К. Юнга. Начнем мы с краткого описания жизни Сабины Шпильрейн.

Страницы